9.7.5. Эссе

Эссе, по-видимому, самая свободная форма изложения авторских мыслей. Эссеистика часто несет на себе черты парадоксальности, она нарушает все законы «чистых» жанров, часто одновременно вбирает в себя научный, публицистический и беллетристический стили. Эссеистика представляет для теории литературы богатый материал для нахождения и систематизации самых разных форм художественного иносказания. Она часто касается части явления, а не всего предмета, она не стремится к законченности выводов и более всего она далека от всякого рода системных, учебных и научных типов изображения.

Эссеистика имеет давнюю историю. Наиболее известным ее представителем, чуть ли не духовным отцом считается М.Монтень с его «Опытами». Подлинным эссеистом английский писатель 17 в. Дж.Донн, лучшим переводчиком которого был наш недавний современник поэт И.Бродский, который, в свою очередь, сам отдал большую дань эссеистскому жанру – настолько, что его эссеистские произведения стали предметом научных исследований.

Эссеистами были люди, которые даже в своих художественных произведениях тяготели к острой общественной проблематике. К ним были близки ученые-естествоиспытатели, торопившиеся донести до читателей свои, пусть еще не окончательно оформившиеся взгляды на природу. Иногда эссеисты предполагали своими текстами полемизировать с чем-то, получившим общее признание. Таково пушкинское «Путешествие из Москвы в Петербург» и «Дневник писателя» Ф.Достоевского, где отдельные части обширного повествования не очень связаны между собой тематически, но зато содержат некий философско-публицистический вызов общественному и литературному мнению. В советское время складывались даже в пределах одной научной или литературной дисциплины эссеистские формы. Таким эссеистом был известный литературовед В.Б.Шкловский.



10. Словари, справочники, энциклопедии.