9.7.2. Памфлет

Это статья резко обличительного свойства. Как правило, ее пафос и стилистика направлены на чуждые автору мысли, доктрины, представление иных политических убеждений и действий. Художественную окраску памфлетное сочинение обретает преимущественно тогда, когда речь идет о конкретной личности, носящей чуждые и враждебные идеи. Памфлет расцветает в периоды общественных, групповых, сословных, партийных столкновений. Стилистика памфлета допускает сатирический гротеск, метафорические преувеличения и иные формы переносного значения слов. В подобных случаях памфлет может органично войти в собственно художественное сочинение.

Такой «переход» естественным образом осуществлялся в произведениях классиков сатирического жанра. В западноевропейской литературе это, конечно, прежде всего активны просветители, прибегавшие для защиты своих принципов к резкой критике идейных противников (Э.Роттердамский – «Похвала глупости», Дж.Свифт – «Сказка о бочке», Вольтер, которого при жизни называли «королем памфлетистов», В.Гюго – «Король Малый»). Среди русских памфлетистов следует выделить А.Радищева, П.Чаадаева, А.Герцена, особенно М.Е.Салтыкова-Щедрина, который нередко героев памфлетов избирал в качестве прототипов своих сатирических хроник («История одного города») и сатирических очерков («Благонамеренные речи», «Современная идиллия»).

В 20 веке памфлет расширил свой тематический диапазон, чему во многом способствовали условия хищнической капитализации в мире (образцовым сочинением в этом смысле является памфлет М.Горького «Город Желтого Дьявола»). Хорошими памфлетистами были И.Эренбург, М.Кольцов, Л.Леонов. В настоящее время, к сожалению, в прессе чаще преобладает словесная, иногда просто недостойная перебранка между представителями воюющих партий, но классический художественный памфлет почти выродился.