9.6. Ораторская проза

Ораторская проза (имеется в виду ее художественный вариант) – это не просто живая разговорная речь и даже не та речь, которая отвечает грамматическим канонам литературного языка, а та, которая помимо главной цели прямого воздействия на слушателей преследовала и отдаленную цель – повлиять на жанры художественной прозы. В этих целях на родине такой ораторской прозы родились еще до нашей эры так называемые риторики. Большое развитие они получили в эпоху, когда стал формироваться человек как самостоятельная творческая личность, то есть в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения Торжественный, восторженный, обличительный стили стали использоваться в лирической прозе и поэзии, особенно в таких ее жанрах как ода или сатира. В древние времена были поистине великие ораторы, чей вклад в художественную стилистику не уступал профессиональной литературе. Здесь следует назвать главное имя: Цицерон.

Ораторская речь чуть позднее, в эпоху возникновения христианства, обретала более лирические, мягкие оттенки: религиозную проповедь стало невозможно излагать языком Цицерона. Эпоха христианства – огромный период рассвета высокого ораторского искусства. На Русь оно пришло из Византии, где и русские риторы и проповедники предстали перед публикой подлинными мастерами красноречия.

В эпоху религиозной реформации развития протестантизма и лютеранства ораторского риторика стала вбирать в себя просторечные элементы. Речь лютеран была часто комической, бурлескной, но это не мешало новаторам данного направления произносить зажигательные речи, достигавшие намеченных целей (Дж.Соланорола). В эпоху классицизма процесс тематического и целевого расширения ораторского искусства продолжился. Примером тому служат речи видных русских писателей Феофана Прокоповича, Симеона полоцкого и М.В.Ломоносова. В 20 веке, особенно под влиянием революционных событий в Европе и России сложились новые типы ораторской речи, которые непосредственно воспринимались толпами слушавших как прямое руководство к действию.