9.5. Переписка

Слово, имеющее несколько значений. Наибольший интерес для литературы имеет переписка между двумя или несколькими художниками. Чем крупнее писатель, тем, естественно, обширнее его корреспонденция. К таким мировым величинам, как ЛТолстой, стекалась корреспонденция практически из каждого уголка мира, и даже трудно определить, откуда больше – с Востока или с Запада. Толстой по возможности отвечал всем и главным образом по вопросам моральной философии и жизненного поведения.

Близким примером такой обширной переписки является эпистолярное творчество М.Горького. В советские годы почти каждый начинающий и зрелый писатель обращались к основателю нового периода в истории отечественной литературы с вопросами преимущественно литературного свойства. Если посмотреть академические собрания сочинений крупных писателей, то можно всегда заметить, что значительный состав томов этого собрания сочинений занимали именно письма, без которых литературная наука не могла бы понять многие тайны творчества писателя и многие моменты его мировоззрения. Иногда письма респондентов подсказывали писателю многочисленные сюжеты его сочинений. Примеров переписки между писателями и близкими к писателям личностями многочисленны и часто превосходят по количеству тексты самих оригинальных произведений словесности. Иногда переписка становилась документом большой исторической важности, если она содержала в себе общественные или политические проблемы.

Если переписку считать особым литературным жанром, то можно в этом отношении принять за образец переписку Ивана Грозного и отступника Ивана Курбского, одного из первых оппозиционеров отечественной власти. Чем острее обсуждались указанные общественные проблемы, тем более совершенным оказывался публицистический стиль в этих текстах. История литературного языка эпохи Грозного не может обойтись без названной переписки. Если проследить эволюцию переписки только в одной русской литературе, то возникла бы огромная библиотека текстов, которые нередко были вполне художественными.

Конечно, в такой свободной форме письма границы между серьезным и малозначимым не всегда соблюдались, но это не относилось к высокоталантливым и вообще профессиональным писателям. Можно сравнить переписку А.Пушкина с писателями и переписку А.Чехова со своими сверстниками-литераторами и при этом заметить интеллектуальную насыщенность их эпистолярных диалогов. С другой стороны, если переписку пропагандировали как очень интересный материал а авторами его были величины далеко не пушкинского или чеховского масштаба, интерес к подобному жанру носил чаще всего бытовой характер. Укажем, к примеру, на получившую в последнее время известность переписку между двумя сестрами: небезызвестной Л.Брик, литературной спутницей В.Маяковского, ее родной сестрой Эльзой Триоле, женой франццузского писателя Л.Арагона. Только невзыскательным вкусом можно объяснить публикацию этой переписки без корректив, которые бы, конечно, ликвидировали излишний бытовизм и женскую интимность из этих текстов.

В филологическом смысле перепиской можно считать и простое превращение чернового варианта рукописи в беловой, предназначенный для типографии. Классиком такого «жанра», подлинной подвижницей в этом благородном труде по переписыванию текстов Л.Толстого надо считать С.А.Толстую. Примерно такой же была и жена Ф.Достоевского. В других более мелких значениях переписка есть просто составление документа, списков людей, входящих в какую-либо организацию и т.д.