9.4. Дневники

Самая исповедальная, «интимная» форма литературного описания. Записи в дневнике имеют, как правило, хронологическую композицию, особенно если дневник ведется регулярно. Дифференцировать дневник по стилевым особенностям невозможно, тем более что существует несметное множество творений этого жанра, которые не предназначаются для опубликования или сроки последнего слишком далеки от времени их создания. Впрочем, в силу своей предельной искренности большинство дневников, если они писались и пишутся не литературными и вообще не «публичными» людьми, они не выходят в свет. Те же явления дневникового жанра, которые делаются достоянием читателя, могут быть даже и классифицированы.

Можно, во-первых, заметить, что литературный дневник появился в историческую эпоху так называемой «чувствительности», философским лидером которой был Кондильяк, а литературными исполнителями чувствительно-сентиментальной литературы были знаменитые англичанин Л.Стерн и русский писатель и историк Н.М.Карамзин. Они избрали для своей дневниковой исповеди жанр так называемых литературных путешествий.

Дневниковая система повествования может оказать решительное влияние на структуру того или иного литературного жанра. Классическим примером такого «вмешательства» в структуру «Героя нашего времени» Лермонтова является журнал, или дневник, Печорина, который был объяснен автором романа как содержательная цель всего повествования: «Я пишу историю души человеческой». При этом обычный сюжетный ход в романическом тексте не совпал с хронологией поступков его персонажей.

Вершиной художественной публицистики дневникового жанра явился в 19 в. «Дневник писателя» Ф.Достоевского. Пацифисты (и не только они) могут не принять многих пассажей автора в этом произведении (война лучше мира, во время войны люди одной нации объединяются и т.д.), однако этот тенденциозный публицистический запал писателя как бы тонет в обилии справедливых и глубоких мыслей об общественном устройстве мира, о положении в России, о литературных событиях времени, где великого писателя не покидает ни прозорливость относительно отдельных моментов, ни общие итоговые выводы из весьма популярных особенно в литературных кругах произведений рассматриваемого жанра. И потому дневник писателя остается в русской литературе значительным художественно-публицистическим явлением. В литературных кругах пользовались популярностью в эпоху Достоевского и Толстого дневниковые книги А.В.Никитенко, официального цензора, но представившего образцы подлинно либерального отношения к литературным индивидуальностям.

Дневник иногда приобретал форму философского трактата, что особенно заметно в западноевропейской литературе («Дневник обольстителя» С.Кьеркегора, оказавшего немалое влияние на русскую общественную мысль и до сих пор воспринимаемого с большим интеллектуальным пиететом).