9.3. Мемуары

Мемуары – многожанровый вид словесного творчества. Прежде всего это воспоминания. В жанровой классификации последний вид занимает особое место: воспоминания часто выступают в специальной серии. Даже применительно к новейшей истории литературы подобная серия чрезвычайно обширна. Например, практически нет ни одного заметного писателя 20 в., которому современники не посвятили бы книгу (а иногда и не одну) своих воспоминаний о нем. Они не всегда отличаются всей полнотой характеристики, иногда они сознательно отрывочны и по разным причинам не касаются всех подробностей биографии и всего облика того, о ком вспоминают пишущие. Другое дело мемуары о классиках. Тут в таких же специальных сериях, как правило, соблюдается почти академический принцип: рассказ должен быть объективен и максимально детализован.

В этом нетрудно убедиться, просмотрев популярную серию литературных воспоминаний об А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе, М.Ю.Лермонтове, И.С.Тургеневе, Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском, А.П.Чехове и других классиках. Подобные мемуары создаются по обыкновению тоже писателями и потому чаще всего имеют достоинства художественной словесности. Разумеется, особую ценность представляют воспоминания тех, кто постоянно наблюдал за жизнью знаменитости, будучи в родственных отношениях с ней, или был близок к ней по службе у нее.

Здесь, пожалуй, первенство принадлежит мемуаристике о Л.Толстом, с которым постоянно были рядом или очень часто посещали его помимо писателей музыканты, врачи, живописцы, ученые, последователи его нравственной философии, секретари, и которые сами стали очень известными людьми отчасти благодаря написанному ими о великом яснополянском мудреце: В.Чертков, А.Гольденвейзер, Н.Гусев. А еще более драгоценны мемуарные книги прямых родственников писателя (необходимо назвать в этой связи мемуарные страницы жены Достоевского Анны Григорьевны, обретшие форму дневниковых записей).

На Западе также создавались мемуарные книги высочайшего литературного уровня: «Мемуары» К.Гольдони, «Дневник» братьев Э. и Ж.Гонкур. Обратившись вновь к русскому материалу, следует назвать вершину мемуарного жанра в мировой литературе «Былое и думы», автора которой А.И.Герцена Л.Н.Толстой считал своим самым любимым писателем.

20 век дал великолепные мемуары выдающегося писателя и благороднейшего человека В.Г.Короленко «История моего современника». Исключительной насыщенностью общественно-литературным материалом отличается мемуарная трилогия крупнейшего русского поэта и романиста А.Белого: «На рубеже двух веков», «Начало века» и «Между двух революций», созданные в 30-е годы прошлого века.

Идеей понять свое место в бурном историческом потоке жизни и общим пафосом творческой независимости эта трилогия близка к «Былому и думам» Герцена. Среди мемуарного жанра в середине 20 в. следует выделить двухтомные «Воспоминания» Н.Я.Мандельштам, вдовы выдающегося поэта О.Э.Мандельштама. Мемуаристика и в наше время не прекращает своей литературно-общественной функции и своего эстетического развития.

За пределами этого остаются сотни, а может быть и тысячи мемуарных сочинений, созданных выдающимися военачальниками, учеными, политиками, представителями многочисленных видов художественной культуры, систематизация и характеристика которых требует специального раздела.