9.1. Художественный очерк

По теоретико-литературной классификации художественный очерк занимает промежуточное положение между художественной литературой и публицистикой. Преобладание того или иного типа творчества зависит от цели повествования и от степени писательского дарования.

Художественный очерк возник в Англии в 18 веке. На это имелись исторические причины. В литературе возникала цель, с одной стороны, тематического «снижения» воссоздаваемого материала, а с другой – потребность в усилении литературного правдоподобия за счет введения в тексты подлинного жизненного материала и – во имя растущей демократизации художественной словесности – простых житейских фактов. В периоды же собственно демократического движения в общественной жизни названный очерк стал играть немалую агитационно – пропагандистскую роль.

Увидев и оценив в художественном очерке оперативный жанр и желая создать социально острые произведения (романы, повести), большие художники специально проходили, так сказать, уроки художественно-очеркового мастерства. Классические примеры – опять же из английской литературы: Диккенс, Теккерей.

В России процессы демократизации жизни и демократизации литературы слились воедино в середине 19 века. Демонстративная демократизация литературной жизни у нас началась с Н.В.Гоголя и нагляднее всего выразилась в опыте школы, названной тогда же гоголевской и натуральной. Н.А.Некрасов выпустил сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», где будущие знаменитые прозаики и поэты представили свои художественные очерки, отвечающие своему подлинному жанровому определению. Впрочем, полной широты жанра не получилось: иногда очерки были совершенно похожи на рассказы и повести («Записки охотника» И.С.Тургенева и книги Г.И.Успенского «Власть земли» и «Крестьянский труд»).

Очеркисты и теоретики этого жанра в 20 веке, в частности, в советский период, чаще всего ратовали не за тот информационный характер очерка, а именно за его художественность, ибо она несет большую степень обобщенности. Активным пропагандистом такого понимания очерка был М.Горький. В годы, когда он руководил Союзом советских писателей, был настоящий расцвет рассматриваемого жанра. Соответствующие произведения помогали развитию государственного строительства, развитию мирового международного мышления (Л.Рейснер, М.Шагинян). Очерки воспитывали патриотической сознание, что сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны (очерки Э.Эренбурга, М.Шолохова, К.Симонова) – их мобилизующую роль трудно переоценить.

В послевоенные годы художественный очерк представлял нашу страну портретами прекрасных людей, героических тружеников, великих деятелей науки и исследователей природы (А.Аграновский. Д.Гранин, В.Овечкин, Е.Дорош, В.Чивилихин, Д.Данин, В.Песков). Пальма первенства в издании художественных очерков принадлежала русским писателям, хотя на Западе были хорошие образцы жанров (Дж.Рида, А.Сент-Экзюпери).