7.6. Научно-художественная фантастика

Это художественно-футурологическая концепция будущего научного или технического прогресса. Иногда художественная фантастика не очень считается с логикой науки, хотя и насыщает тексты своих произведений физическими или математическими материалами. Такие произведения могут быть увлекательными, но, внешне относясь к жанру научной фантастики, они, в сущности, часто оказываются собственно художественной фантастикой. Самый яркий пример в этом отношении – романы Ж.Верна, особенно его «Из пушки на луну».

Подобное изобилие фантастики без особого научного обоснования чаще всего вытекает из желания автора нарисовать будущее процветание человечества (в том числе и с помощью якобы технического прогресса). Есть и родственные по духу произведения, где научная предпосылка художественного повествования очень невелика и вытесняется причудами творческого воображения. Классическим образцом такой литературы явились произведения С.Лема, прежде всего его знаменитый «Солярис». Особая привлекательность романов упомянутого Ж.Верна заключается именно в их оптимизме («Таинственный остров», «80000 лье под водой) и др.). Это особенно важно на фоне многочисленных научных фантазий других авторов, соперничающих с Ж.Верном и противостоящих французскому писателю своим пессимистическим пафосом. Здесь главным «соперником» научная литература считает англичанина Г.Уэллса, который выразил в своих книгах неверие в необходимый человечеству успех научно-технических открытий («Человек-невидимка», «Война миров»).

В научной фантастике вообще видны полемические тенденции. Упомянутый польский писатель-фантаст С.Лем в ряде своих разнообразных по жанру текстах даже пародирует соответствующие жанры других писателей. Тем не менее новейшая зарубежная литература представлена хорошими произведениями рассматриваемого жанра. В этой связи следует отметить книги Р.Брэдбери («4510 по Фаренгейту») и А.Азимова (автора своеобразной трилогии «Фундамент и Империя», «Грань фундамента», «Фундамент и Земля»).

Из советских и русских писателей выделяются В.Немцов («Семь цветов радуги» – об использовании солнечной энергии в научно-технических целях); А.Казанцев («Лунная дорога» – о путешествии космических ракет на Луну и Венеру); И.Ефремов (дилогия «На краю Ойкумены», «Путешествие Баурджеда» – о фантазиях древних египтян; «Туманность Андромеды» – фантазия на основе коммунистической утопии, «Час Быка», где звучит иная интонация – против тотального управления миром); братья А. и Б.Стругацкие («Далекая радуга», «Попытка к бегству», «Трудно быть богом» – книги, предупреждающие о кризисе современной цивилизации). В жанре научной фантастики осуществлялась – часто успешно в литературном отношении – пропаганда учеными достижений в сфере их знаний о природе (К.Э.Циолковский «Вне Земли» и «На Луне», В.А.Обручев «Плутония», «Земля Санникова»).


8. Религиозная литература.