7.5. Романтические фантастические произведения

Это особый тип художественного творчества, опирающийся на два неодинаковых понятия, но связанных между собой близким пафосом: романтика и фантастика. Первая – этико-эстетический продукт философского мышления европейских (преимущественно немецких) писателей и философов: Ф.Шиллер, И.-В.Гете, братья А. и Ф.Шлегели, Л.Тик, Ф.Новалис. Они выступили против «нормативного» определения личности лишь как некоей общественной функции (хорошо служит, исповедует какую-либо веру и т.д.), утвердив самоценность личности просто как человека, сильно возвысив ее в этом качестве. Отсюда – огромное внимание к человеку с точки зрения его индивидуальных способностей к необыкновенным поступкам, вытекающим не из внешних обстоятельств, а из собственной натуры и потребности. Здесь оказались возможны даже переходы из реальных возможностей человека в необычные, фантастические.

Этот процесс в литературе сложился уже давно, до немецких романтиков конца 18 века, в эпоху Возрождения. Классическим примером в этом отношении может служить «Путешествие Гулливера» Дж.Свифта. Романтизм лишь придал возвышенным, героизирующим характеристикам мотивированное реальностью объяснение. Романтическая фантастика, начав свое эстетическое бытование еще во времена «Илиады» Гомера, получала распространение в художественных (преимущественно скандинавских) сагах, в фольклоре – в сказках о людях, в романтических фантазиях, посвященных путешествиям («Метаморфозы» Овидия). Прямыми предшественниками классического художественного романтизма явились сказки «Тысяча и одна ночь».

Наиболее яркими явлениями романтико-фантастического жанра стали произведения так называемой рыцарской эпохи и прежде всего поэмы о символе рыцарства – Роланде («Беовульф» Кретьена де Труа, «Влюбленный Роланд» М.Боярдо, «Неистовый Роланд» Л.Ариосто). Не будучи в чистом виде жанром романтической фантазии – как названные произведения, однако стал величайшим явлением художественной и романтической литературы легендарный «Дон Кихот» М.Сервантеса.

Фантастический пафос (с опорой не только на романтику, а и на библейские апокрифы) влиял на создание таких выдающихся творений, как «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Дж.Мильтона. Сами теоретики литературы романтизма также представили образцы названного жанра («Генрих фон Офтердинген» Ф.Новалиса, «Фауст» И.Гете). Немецкую литературу в названном жанре хорошо представлял Э.Т.Гофман (роман «Эликсир дьявола» и его же полусказочная «принцесса» Брамбила).

В России романтическую фантазию можно найти в творчестве В.А.Жуковского, А.Ф.Вельтмана, А.С.Пушкина («Руслан и Людмила») и Н.В.Гоголя («Страшная месть», «Вий»). Отдали дань жанру и европейские и русские писатели 20 столетия: Л.Кэролл, М.Метерлинк, Абэ Кобо, Дж.Р.Толкиен, А.Апдайк, А.Н.Толстой, А.С.Грин, Н.А.Заболоцкий, М.А.Булгаков, П.П.Бажов.