7.4. Утопические литературные произведения

Утопические произведения составляют внушительный ряд явлений всемирной литературы. Они основаны на утопических взглядах писателей. Строго говоря, большая часть писателей мира в своих позитивных суждениях о будущем испытывала на себе влияние утопизма и только в процессе «самодвижения» художественного текста она преодолевал его. Даже, казалось бы, самый беспощадный «правдолюб» в русской литературе М.Е.Салтыков-Щедрин был утопистом в своих футурологических концепциях и картинах. К.Маркс однажды заметил: наш автор Салтыков-Щедрин несчастлив в своих положительных построениях (имеется в виду повесть «Убежище Монрепо»). Это противоречие между правдивыми деталями и утопическими выводами можно заметить и в сказках того же Щедрина, например в сказке «Пропала совесть» с ее иллюзорной надеждой на пробуждение русского человека, если к нему в душу войдет совесть.

Утописты часто чрезмерно регламентировали будущую жизнь своих героев, а это всегда таило неизбежные неточности, хотя иногда встречались такие подробности («Океания» Дж.Гаррингтона), которые оказывались в будущем весьма привлекательными для вполне реалистических мыслителей, составлявших, например, конституцию США. Утопические прогнозы использовали большевики в своих рекомендациях относительно технического прогресса. Но уже в 18 веке среди прогнозистов будущего возникла конкуренция, и стали возникать утопии, носящие сатирический характер. В текстах таких антиутопий присутствовали специальные мистификации из сферы карнавального действа. У антиутопистов иногда были сильные аргументы, и они влияли на воззрения настоящих утопистов, это относится к К.Сен-Симону и Ш.Фурье. Художественные и публицистические утопии получили сильный толчок, когда возникло дарвиновское учение о происхождении жизни на Земле и был открыт закон природной и всечеловеческой эволюции («Будущая раса» Э.Булвер-Литтона). Наиболее знакомы русскому читателю романы того же плана Г.Уэллса («Машина времени», «Люди как боги»).

Идеи строительства социализма в России побудили писателей обращаться и к западноевропейским, и к русским художественным утопиям. Помимо упомянутого романа Н.Чернышевского «Что делать?» и некоторых страниц в произведениях русских народников С.Степняка-Кравчинского и Г.И.Успенского следует назвать нашумевшие в начале 20 века утопии А.А.Богданова, романиста, тяготевшего к большевикам, «Красная звезда», «Инженер Мэнни». Из советских писателей-утопистов можно назвать А.Адамова, А.Казанцева, И.Ефремова, но в советское время появились и антиутопии: роман Е.Замятина «Мы», повесть А.Платонова «Котлован», повесть А.Синявского «Любимов», роман В.Войновича «Москва 2042».

Из зарубежных антиутопистов 20 в. бесспорное лидерство принадлежит Дж.Оруэллу, который представил в своих произведениях «Ферма животных» и «1984 год» гротескную картину социализма.