7.3. Мифологическая литература

Мифы в художественном творчестве – это рассказы, в основе которых лежит фольклорная или религиозная фантазия. Более всего существует мифов о богах и невидимых, отличающихся необыкновенными способностями существах. Трудно сказать, какие мифы самые древние. До 19 века Европа знала только античные мифологические предания и только потом появились исследования древних восточных мифов, которые начали сравнивать с античными. Иногда было трудно отличить мифологического героя от обычного героя сказки. С течением времени выяснилось, что мифы присутствовали в фольклоре, а затем и в профессиональном искусстве всех без исключения народов мира.

Отличие мифа от устных сказаний, от легенд, бытующих в массовом сознании, состоит в том, что под мифом чаще всего не лежит реальное действительное событие. Миф выступает как поэтическое олицетворение непонятных природных явлений: гроза, ветер, движение Луны и Солнца. Миф зарождался в процессе одушевления природы. Миф зафиксирован народами мира как нечто совершенно священное, что не подвергается никакому сомнению в отличие от фольклорных сюжетов и персонажей.

Постепенно с развитием религиозных взглядов некоторые ученые стали отождествлять любую мифологию с религией. Специальные школьные и научные точки зрения на проблему или отдавали предпочтение мифу, или религии в их содержательной и функциональной иерархии. Наиболее активные поклонники мифа считали, что самые древние мифы никак не связаны с религией. В период синкретизма, нерасчлененности форм сознания, мифы всех народов смешивались, обладали способностью переходить с древнего Востока в христианство и наоборот. Мифами становились отдельные понятия и явления реальной истории. Характерными примерами является образ Марса, который стал восприниматься как миф о боге войны. Постепенно светское перемешивалось с мифологическим и религиозным: Лета – забвение. Многие религиозные доктрины и целые конфессии имеют своей сердцевиной культовые мифы. Мифология, религиозная или без ярко выраженного религиозного оттенка, стала основой художественного творчества, по существу процесс становления профессионального искусства – это переход от мифологического сознания к собственно художественному сознанию.

Этот процесс заметен даже в новейшем времени, особенно если посмотреть на младописьменные литературы, в том числе на территории нашей страны. В процессе необыкновенного эстетического ускорения, например, якутская мифология сразу породила романические формы мышления. Тот же еще более яркий и результативный процесс виден на среднеазиатском материке. Киргизская литература от сравнительно недавней мифологической системы перешла ко вполне европейскому и даже очень значительному роману (Ч.Айтматов).

Великая европейская литература поступала довольно своевольно по отношению к мифам, иногда превращая их в элемент эстетической игры («Фауст» Гете) с многочисленными вариациями религиозных конфессий. Очень сильно продвинулась мировая мысль и литература в 19 веке, дифференцируя содержание и эстетику мифов внутри их национальной принадлежности. Характерным примером может служить драматургия Р.Вагнера, автора тетралогии «Кольцо Нибелунгов», что повлияло и на русское словесное искусство, особенно стихотворное («Сестры – тяжесть и нежность» О.Мандельштама). В 20 веке появились целые мифотворческие явления, созданные философами и писателями: образ Орфея у Г.Маркузе, сочинения Ф.Ницше, роман Т.Манна «Иосиф и его братья», романы Ф.Кафки и Кобо Абэ, пьесы Ж.Ануя и Ж.Сартра, проза А.Платонова, роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, роман «Сто лет одиночества» Г.Маркеса.