7.2. Литература об уголовных событиях

Как правило, такую литературу называют детективной. Но здесь необходима дифференциация. В мировой литературе существуют уголовные сюжеты, которые по своей смысловой сути и в контексте всего произведения представляют элементы высокого искусства. Это те художественные случаи, когда уголовное событие функционирует в тексте как выражение большой философской мысли и высокой этики автора. Подобные примеры всем известны. Так, история уголовного преступления Родиона Раскольникова в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание» заключает в себе великую идею отрицания писателем ложной, индивидуалистической теории, согласно которой люди делятся на наполеонов и «тварь дрожащую» и, стало быть, человеку, возомнившему себя сверхличность, «все дозволено». Подобный человек, поднявший топор на женщину, согласно концепции писателя-гуманиста, обречен на суровое наказание – на собственный жестокий моральный суд над собой.

Классическая литература полна аналогичных сюжетов, но ее нельзя назвать детективной литературой. В последней уголовное событие приобретает чаще всего самодовлеющее значение и его элементы представляют самостоятельный интерес для читателя, который при этом не ориентирован автором на глубокое размышление ни о социальной, ни о психологической природе подобных событий. Часто такая эстетическая самоценность уголовных сюжетов приводит к тому, что соответствующее произведение воспринимается как развлекательный жанр, как некий способ отвлечения читателя от реальных жизненных проблем. И хотя подобная авторская цель часто имеет вполне положительные свойства, такая литература почти никогда не достигает уровня «высокой» литературы. Успехи такой «массовой» литературы порой очевидны, но в них таится опасность снижения общего эстетического уровня, достигнутого (и достаточно хорошо усвоенного) массовым же читателем.

В подобной детективной литературе можно увидеть стилевые оттенки: от «страшилок» до иронической лексики. Среди популярных, «модных» современных авторов детективов: А.Маринина, П.Дашкова, Д.Донцова, Т.Устинова, «примкнувший» к женскому писательскому отряду Б.Акунин. Им не суждена жизнь в большой литературе, хотя научное литературоведение весьма снисходительно относится к ним, организуя даже чуть ли не всемирные конгрессы и семинары, впрочем, преследуя преимущественно социологические, а не собственно литературоведческие задачи (творчество А.Марининой).

При всем этом следует иметь в виду, что существует зарубежный детектив, имеющий богатую историю и традиции и обширное разнообразие своих форм. Достаточно указать на таких корифеев жанра, как Э.По, А.Конан-Дойл, Г.Честертон, А.Кристи, Ж.Сименон, чье творчество справедливо заслуживает отдельного типологического исследования.