7.1. Литература о военных разведчиках

Эта литература носит позитивный или негативный оттенок в своем содержании – в зависимости от того, о каком разведчике пишет автор (вражеский всегда называется шпионом, отсюда и соответствующая оценка действующего лица).

Литература о разведчиках не поддается классификации – вследствие неимоверного количества произведений на эту тему, особенно если разведчики (или шпионы) представляют воюющие между собой государства. А поскольку войн было несметное количество, то и соответствующих персонажей великое множество и, разумеется, писателей, жаждавших представить названную тему – обилие в каждой национальной литературе. Это началось еще в античности. В сущности, «троянский конь» в эпопее Гомера – это то, что в позднейшие времена называли «разведкой боем». Нередко были писатели, которым довелось стать разведчиками или свидетелями разведывательных операций. Это не могло не оставить следа в их творчестве. Знаменитый пример – английский писатель Грэм Грин, создавший повесть «Наш человек в Гаване», где сюжет смягчен иронической интонацией.

Трудно перечислить образы разведчиков, которых в давние времена в русской литературе называли лазутчиками. В новейшей русской литературе возник художественный тип разведчика, который стал как бы классическим и явился предметом сочувствия и даже преклонения. Дорогу такому образу проложил Э.Казакевич, написавший повесть «Звезда» о гибели разведгруппы в тылу врага (неожиданно «воскресшей» в киноверсии повести). Настоящим эстетическим открытием стала повесть писателя-военного разведчика В.О.Богомолова «Иван» – о трагической гибели мальчика, по-взрослому принявшего войну и участвовавшего в ней с профессиональной безупречностью. Позднее Богомолов создал роман «Момент истины» – о том, как группа контрразведчиков обезвреживает немецких парашютистов. Широкую популярность получил роман В.Кожевникова «Щит и меч», впоследствии экранизированный. Ему же принадлежит и известный рассказ «Март-апрель» о десантниках, действующих в тылу врага. Несомненно, идейно-эстетической кульминацией этого жанра стал роман Ю.С.Семенова «Семнадцать мгновений весны», который благодаря своему экранному воплощению оказался одним из самых популярных произведений советского кино в последние 30 лет двадцатого века. Художественное превосходство такого романа особенно заметно на фоне стандартных сочинений о разведчиках. Жанровое и стилевое разнообразие произведений о разведчиках невелико, хотя существовали даже стихотворные тексты на эту тему, наиболее известные из них – поэма М.И.Алигер «Зоя», посвященная подвигу и мученической смерти девушки-разведчицы и партизанки Зои Космодемьянской.

Существует обширная мемуарная литература о разведчиках, написанная участниками разведывательных операций (Д.Медведев «Сильные духом», С.Ковпак «От Путивля до Карпат», А.Федоров «Подпольный обком действует»).