6.4.89. Пафос

Категория теории литературы, введенная Ф.Гегелем и популяризированная В.Г.Белинским. Пафос – идейно-эмоциональная страсть, оценка, выраженная в произведении. Пафос присутствует в литературе, где проявляется сильное чувство автора; описательная, натуралистическая литература его не имеет. Пафос состоит из разновидностей: романтический, героический, сентиметальный, сатирический и т.д. Между этими разновидностями иногда существует связь, и один пафос переходит в другой. Самые распространенные связи наблюдаются между пафосом героическим и трагическим, а также сентиментальным и романтическим. Героизм часто завершается гибелью героя, и чувствительное отношение к персонажу иногда перерастает в его романтизацию. Можно говорить и о близости сатирического пафоса с его гневной интонацией и комизма и юмора, более мягких стилистических форм осмеяния изображаемого. Следует различать понятия: сентиментализм – сентиментальность, романтизм – романтика и т.д. Первые части слагаемых этих понятий говорят о художественном методе писателя и его творческих принципах, вторые просто характеризуют нравственно-эмоциональное отношение писателя к своим действующим лицам.