6.4.45. Жанры эпические

Это произведения, относящиеся к эпическом роду с его обязательными сюжетами и объективными художественными характерами. Жанры эпического рода имеют большую и малую формы. Господствующее место среди больших форм занимает эпопея, характеризующаяся в содержательном отношении тем, что в ней всегда побеждает точка зрения большинства, выражающая общенациональную или историческую идею («Илиада» и «Одиссея» Гомера). По структуре к эпопее близок жанр романа-эпопеи, где присутствует тот же содержательный мотив («Война и мир» Л.Толстого). Наиболее популярным в истории литературы из крупных эпических жанров явился роман со своими многочисленными разновидностями. Роман – это целостная художественная концепция человеческой личности в ее формировании, развитии и финальном завершении ее действий. Среди разновидностей такой жанровой формы можно отметить роман античный и Ренессанса, социально-бытовой, политический, авантюрный, детективный и т.д.

Вторым распространенным эпическим жанром является повесть. Она не отличается от романа, как иногда думают, объемом. Но в ней художник не увлекается всеми размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставится задачи глобального исторического характера, того, о котором сказано применительно к романическому герою: в ком «отразился век». Повесть по своим сюжетам и стилю отличается исключительным разнообразием. В определенные исторические периоды повесть по своему значению занимает равное с романом положение (20 век).

Малыми жанрами эпического рода следует считать рассказ и новеллу. В них обычно присутствуют один или два эпизода, лаконичный стиль повествования, один или два главных персонажа. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (Э.По, О’Генри), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.