6.2.3. Психологическая школа

Эта школа стимулировалась успехами естественнонаучной мысли, работами физиологов и психологов (в России – И.П.Павлова, К.А.Тимирязева, В.М.Бехтерева). Главное в психологических теориях искусства – психический акт, процессы, которые возникают в сознании как писателей, так и читателей. Несмотря на некоторое преувеличение психофизиологов, которые пытались понять эстетическое явление как простое иллюстрирование психического процесса, выдающиеся представители психологизма сделали очень много открытий в литературоведении и лингвистике.

В России выделяются два имени: А.А.Потебня и Д.Н.Овсянико-Куликовский. Потебня в трактовке соотношения психологии и художественного слова исследовал преимущественно последнее, что и помогло решить многие проблемы художественной словесности. Потебня замечательно развил идею В.Гумбольдта относительно языка как деятельности, как органа, который образует мысль. Слово, по Потебне, не есть выражение уже готовой идеи, оно есть средство, которым пользуется человек для изменения содержания своей мысли. Овсянико-Куликовский, как и его сторонники, много сделал для установления сходности психологических процессов, протекающих в языке и в поэтическом произведении.

Выдающимся психологом-литературоведом в 20 веке был Л.С.Выготский. Он высказывал продуктивные замечания об искусстве как самостоятельной форме познания, которую нельзя, например, относить лишь к форме познания тех или иных реальных исторических факторов.