6.2.2. Сравнительно-историческое изучение литературы, компаративизм

Среди создателей этого метода – немецкий ученый и великий немецкий поэт И.Г.Гердер и И.-В.Гете. Первый дал мощный толчок сопоставительному рассмотрению всех национальных литератур. Особой его заслугой было обращение к восточной литературе, что, в частности, привело к распространению восточных мотивов в русской поэзии начала 19 века. Гете же в 20-е годы объявил о том, что началась эра всемирной литературы, когда каждая национальная литература, сохраняя свою специфику, выступает как часть мирового литературного процесса.

В России родоначальниками компаративизма стали Ф.И.Буслаев, В.Миллер и Александр Веселовский. Одни из них несколько преувеличивали фактор заимствования в литературах, другие придавали этому взгляду значение частной гипотезы. Центральной фигурой в этом научном направлении был Александр Николаевич Веселовский. Он представлял наиболее продуктивную научную традицию, получившую мощное развитие в 20 веке, согласно которой филиация мотивов и сюжетов не есть простое заимствование, а закономерный процесс совпадения вследствие общности всего исторического процесса в мире. Его младший брат Алексей был, напротив, сосредоточен на выявлении простого влияния одной литературы на другую.

Главная мысль Александра Веселовского состояла в том, что надо находить в разных нациях сходные идеи общественного прогресса, которые дают соответствующий художественно-эстетический результат. Литература при этом не теряет своей самобытности, она лишь обогащается мотивами и пафосом других национальных культур. На базе таких научных построений возникала историческая поэтика, когда смена художественных форм мотивировалась и внутренними, и внешними процессами. Компаративизм в 20 веке получил замечательное развитие в трудах М.П.Алексеева, В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада и многих других.