6.2.1. Историко-культурная школа в литературоведении

Иногда ее именуют культурно-исторической школой. Она возникла в 30-40-е годы 19 века, ее основоположником и главным теоретиком был И.Тэн. Его предшественником был немецкий ученый И.Гердер. Последний полагал, что в понятие литературы входят только те произведения, которые отражают умственное развитие народа. Главным достоинством этой школы были поиски объяснения явлений искусства крупными историческими факторами, а не случайными личными фантазиями художника.

Под главными историческими предпосылками Тэн понимал все то, что составляет общий закон всех деяний и мыслей человеческого рода и что подлежит философской трактовке. Этот метод был близок философии позитивизма (О.Конт) как философии, абсолютизирующей относительность явлений. В России данный метод превратился в теорию, согласно которой литература – продукт всей общественной жизни народа. Эта школа в русском варианте была, по словам крупного ученого А.Н.Пыпина, «общественно-исторической». Другим выдающимся сторонником данной школы был Н.С.Тихонравов. Крупнейшие историки древнейшего и новейшего периодов русской литературы, опираясь на многочисленные источники, интерпретировали литературу как часть общественной истории. И хотя Пыпин и Тихонравов считали, что русская литература испытывала западное влияние, ее главный источник – национальная история России. Среди последователей Пыпина и Тихонравова – такие крупные имена, как Н.И.Стороженко, С.А.Венгеров, А.А.Шахов.