5.1.1. Былины

Былины – вид русских народных эпических песен героического и социально-бытового содержания. Первые записи былин осуществлялись в 17 веке. Они предназначались для чтения в городских демократических кругах. Точного исторического начала возникновения былин не существует. Большое количество былин было обнаружено в 19 и начале 20 века преимущественно на севере России.

За рубежом былины были известны еще в 12-13 в.в. В некоторых из них находили даже персонажей, близких к легендарному русскому Илье Муромцу. Былинные сюжеты в большом количестве существовали в период Киевской Руси, это былины о так называемых змееборцах, таких, как Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец. В этих былинах закладывалась фольклорная традиция, где наиболее существенной была патриотическая идея защиты своей земли и мирной жизни народа.

Когда возникали отдельные княжества, они порождали областные былинные циклы, например, былины о Садко, о Василии Буслаеве (Новгородское княжество). Наибольший былинный след оставила эпоха, когда на Руси господствовало монголо-татарское иго. На борьбу с ним призывали былины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Калин царь», «Илья Муромец и Батыга» (т.е. Батый). Помимо названных была сравнительно немногочисленная группа былин волшебно-сказочного содержания («Купеческая дочь и царь», «Ждан-царевич»). Однако самым распространенными были былины, посвященные богатырям, защищавшим правое дело.

Былинные сюжеты вдохновляли позднее писателей 19 и даже 20 веков. Былинный жанр часто становился основой других видов искусств. Достаточно указать на оперу-былину «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, оперу «Добрыня Никитич» А.Т. Гречанинова, картины В.М.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Садко» И.Е.Репина.