4.7. Литература народов СССР

Данное понятие имеет два значения. Названная литература создавалась и до образования Советского Союза. Ее представляли писатели, которые в рамках своей национальной специфики участвовали в мировом процессе литературного развития. Они испытывали воздействие русской, а также и западноевропейской литературы. Особенно сильная традиция и значительные художественные ценности присутствовали до революции в украинской литературе. Здесь такие имена мирового уровня, как Т.Шевченко, И.Франко, Леся Украинка. Этой литературе не уступали произведения белорусских (Я.Купала, Я.Колас), прибалтийских (Я.Райнис, Ю.Жемайте) писателей и писателей кавказского региона (И.Чавчавадзе, А.Церетели, М.Налбандян, А.Исаакян, Г.Ибрагимов). Всемирную известность до революции имело творчество еврейского писателя Шолома-Алейхема. Средняя Азия дала таких заметных писателей, как А.Дониш (таджик), Абай Кунанбаев (казах), Ч.Валиханов (казах), Махтумкули (туркмен), Фуркат (узбек).

Второе значение понятия литература народов СССР связано с творчеством национальных писателей после 1917г. Общей чертой этих авторов на первом этапе была прямая ориентированность на изображение революционной борьбы, активными участниками которой они были (латыш А.Упит, армянин А.Акопян, карел Я.Виртанен). В самом начале создания литературы народов Советского Союза приобрели широкую известность писатели, ставшие, по существу, основоположниками советской литературы соответствующей нации: С.Айни (таджик), Д.Гулиа (грузин), Шахир (туркмен). Преобладающим пафосом в творчестве этих писателей был романтизм, который выражался в соответствующей патетической форме (В.Сосюра, Г.Табидзе, Расул Рза). Очень активно развивалась литература народов СССР в 30-е годы, когда писатели сосредоточили свое внимание на поэтизации трудового энтузиазма. Они считали, что он одухотворен социалистическим идеалом. Заметными явлениями такой тематики были книги М.Ауэзова (казах), К.Яшена (узбек), Ш.Дадиани (грузин), А.Шогенцукова (кабардинец).

В период становления советской литературы некоторые национальные писатели проделали эволюцию от непонимания Октября до безоговорочного признания его значения (З.Бядуля – белорус, К.Гамсахурдиа - грузин). Многие писатели становились интернационалистами, что выразилось в их художественном интересе к деятельности других наций. Грузин К.Лордкипанидзе писал «Белорусские рассказы», казах А.Тажибаев написал поэму о Т.Шевченко, грузины Т.Табидзе и С.Чиковани – стихи об Армении, украинец М.Бажан писал о Грузии и об Узбекистане. Некоторые произведения вошли в первые ряды всей советской литературы: романы грузина Л.Киачели «Гвади Бигва», Я.Купала «Над рекой Орессой», поэмы белоруса П.Бровки «Катерина», грузина Т.Табидзе «Рион – порт», азербайджанца С.Вургуна «Комсомольская поэма», армянина Н.Зарьяна «Рушанская скала». Большой расцвет получила литература народов СССР, связанная с исторической проблематикой (украинец Ю.Яновский, белорус К.Крапива, азербайджанец С.Вургун). Для этой литературы было характерно жанровое многообразие. Оно расширилось после вхождения прибалтийских писателей в состав писателей СССР (А.Венцлова, К.Корсакас, Ю.Палецкис, В.Лацис, А.Якобсон).

В годы Великой Отечественной войны национальные писатели оказались достойны творчества русских писателей (В.Василевская, П.Панч, Джамбул, Г.Леонидзе, А.Довженко, П.Цвирка, С.Нерис, А.Лахути, А.Кулешов, Г.Абашидзе, А.Конейчук, М.Ибрагимов, М.Лыньков, Б.Кербабаев, Айбек).

Подобно русской литературе, национальные литературы могут быть дифференцированы по двум типам: литература социалистического реализма с ее открытой идеологической окрашенностью, и просто литература народов СССР с ее ориентацией на реалистическую традицию русской и мировой классики.