4.6. Гендерная (женская) литература

Термин «гендерная» (в английском языке gender - грамматическая категория рода) появился сравнительно недавно. Он возник в связи с интересом к роли полов в социальной жизни, а отсюда – в искусстве, языке, философии и литературе. В западных странах уже получили широкое распространение гендерные исследования, которые позволили разграничивать «мужественное» и «женственное» в произведениях культуры. Творческий опыт обретает новую дифференциацию, когда особенно заманчивыми становятся «женские» подходы к воспроизводимой действительности.

Феминистское движение в обществе позволило выявить и специфику стиля в произведениях женщины-автора и восприятием его женщины-читателя. Серьезное влияние на подобные исследования оказали особенно популярные в последние годы психоаналитические и историографические методы. Первое место здесь принадлежит французским теоретико-психоаналитикам Э.Сиксу и Л.Иригорэй. В немецком литературоведении прежде всего усилиями С.Вайсель и Н.Миллер доказывается способность женщин-авторов осуществлять в своем творчестве жанровую свободу. Представители гендерной методологии обращают внимание на то, что в книгах писательниц преобладает сосредоточенность на частной жизни. Это подтверждается примерами из русской литературы (В.Токарева, Л.Петрушевская, Т.Толстая).

Гендерные устремления в изучении культуры имеют и большие историко-философские предпосылки, заключающиеся в признании мессианской роли женщины, спасительной и созидательной силы женского начала в жизни всего человечества. «Русская идеальная женщина», «апофеоза русской женщины», - пишут западные ученые и критики и пушкинской Татьяне Лариной, о некрасовских женщинах, отправившихся с Сибирь за своими ссыльными мужьями.

Все чаще звучат голоса о том, что женская проза – важнейшая категория литературы и науки о ней.