4.2. Социалистический реализм

Литературное направление, возникшее как антитеза критическому реализму, поэтому иногда определяется словосочетанием «утверждающий реализм». Термин «социалистический реализм» появился в советской печати в 1932 году и был закреплен в «Уставе Союза советских писателей СССР», принятом на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Там содержится главная формула этого реализма: «основной метод советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

Рациональное начало в трактовке литературы социалистического реализма состояло в том, что ее авторы должны изображать реалистически не только отрицательные стороны жизни (как в классике), но и положительные (в классике часто в этом случае присутствовал утопический элемент и соответствующая ему художественная схема). Уставное положение также требовало от писателя выражать социалистические идеи.

Социалистический реализм в художественной практике существовал уже в 19 веке и в начале 20 века в периоды появления и распространения марксистского учения об обществе и культуре: в Германии – творчество Фрейлиграта, Гервега, во Франции – Потье, Барбюса, в Дании – Андерсена-Нексе, в США – Рида. В России лидерами этого течения были Горький и Маяковский. В период существования Советской власти в рамках программы и принципов социалистического реализма творило много хороших писателей: Серафимович, Фадеев, Шолохов, А.Толстой, Леонов, Федин, Твардовский, Айтматов, Гамзатов, Смуул, Ауэзов. Среди западноевропейских сторонников названного метода выделяются имена: Арагон, Зегерс, Пуйманова, Бехер, Элюар.