4.1.5. Символизм (конец 19-начало 20в.в.)

Литературное направление в Западной Европе и России. Возникло как реакция на натурализм с его внешним правдоподобием и фактографичностью. Главным в искусстве был объявлен символ как некий знак, олицетворяющий то или иное явление или качество: утро – молодость, любовь – божественное начало. Символизм отличался большим разнообразием: одни писатели были сторонниками теории «искусства для искусства», другие готовы были рисовать, например, современный город как средоточие дьявольщины, сатанизма, а пороки буржуазной эры как следствие всемирного зла. В любом случае символисты культивировали субъективное отношение к мирозданию. Символы как условные художественные образы использовали и писатели иных, в частности, реалистических течений.

Символизм имел своих теоретиков, в России – это Мережковский, Брюсов и Белый. Самыми крупными символистами были поэты. Во Франции это Верлен, Рембо, Малларме, в Бельгии – Верхарн и Метерлинк, в Германии – Гауптман, в Австрии – Рильке, в Англии – Уайльд. Русский символизм отличался большой эстетической и жанровой широтой, универсальностью и многообразием взглядов на мир; здесь много знаменитых имен: Анненский, Вяч.Иванов, Блок, Белый, Гиппиус.