13.9. Комедия «высокая»

Она расцвела в эпоху классицизма. Центральной сценически театральной фигурой такой комедии стал знаменитый Фигаро из знаменитой пьесы Бомарше. Конечно, влияние высокопоставленных особ, требовавших не слишком снижать уровень комедии, на демократический лад, побуждало драматургов выполнять такой важный заказ. Например, Мольеру пришлось подчиниться желанию короля Людовика 14 и вставить в пьесу придворную принцессу Элидскую с соответствующим стилем, а также «Психею» совместно с П.Корнелем. Но известно, что не этими произведениями оба драматурга вошли в мировую литературу.

Слова «смех», «комическое» обычно в подобных случаях сопровождались словом «благородный», образцовыми в этом смысле были почти все комедии Шекспира, которые, собственно, и подготовили возвышенную эстетику драматургии эпохи классицизма. «Двенадцатая ночь» и «Укрощение строптивой» «Шекспира», ничуть не лишаясь жанровых признаков комедии, вместе с тем утверждали принципы человеческого благородства и высокой интеллектуальности.

Неожиданно «высокая» комедия возродилась в 20 веке именно в советское время. Впрочем, полного жанрового совпадения с образом Фальстафа, как и со всеми остальными пьесами Шекспира, не получилось (как и с пьесами Мольера и Бомарше). Здесь можно с определенной долей условности отнести к виду «высокой» комедии пьесы, где присутствуют патетические нотки, а также вполне романтические элементы (комедия В. Розова «Неравный бой», «Римская комедия («Дион») Л.Зорина, трагифарс и трагикомедия «История с метранпажем», «Старший сын» В.Вампилова).