13.4. Драма лирическая

По строгой теоретико-терминологической классификации драма – одна из трех литературных родов наряду с эпосом и лирикой. Если брать за основу родовой классификации два основных принципа повествования – изобразительный (с объективным характером, с сюжетом) и выразительный (отсутствие сюжета, медитация, размышление), то получается, что драма по сути эпический род.

Драма имеет «право» на самостоятельное родовое существование потому, что в ее структуре присутствует «готовность» слиться с музыкой, живописью, пантомимой, то есть стать театральным спектаклем. Есть драмы, где эпические и лирические родовые признаки существуют «на равных». Это лиро-эпические драмы. Классический пример – драмы М.Метерлинка. его драмы, которые условно можно назвать лирическими: «Пелеас и Мелисанда»; в ней монологи и диалоги о любви героини к брату мужа. Драма «Алладина и Паломид» – это лирически выраженная тема постоянной близости горя. Лирические драмы предназначены для чтения одним или двумя актерами. К этому жанру близка драма Л.Зорина «Варшавская мелодия», где, по существу, на сцене вахтанговского театра были два лирических героя с драматической судьбой.