13.3. Водевиль

Жанр, легкий по содержанию, драматургии. Это занимательная, смешная комедия, на сцене всегда сопровождается веселой музыкой, смешной пантомимой, легкомысленными репликами, игровыми трюками. Это карнавально-ярмарочные представления. В большинстве театров водевиль был «допущен» лишь в 18 веке во Франции. У такого театра был самый демократический зритель.

В Россию водевиль очень быстро пришел из Франции, но уже в первой половине 19 века русский водевиль стал формой, несущей в себе вполне серьезное содержание (в карикатурном виде, со всеми сюжетными хитросплетениями, вызывающими смех, там высмеивались не только лавочники и купцы, но и главные господа – помещики и крупные чиновники). Иногда актеры сами потешались над собой (знаменитый водевиль 19 века – «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д.Т.Ленского). В 20 веке водевиль потерял популярность. Среди водевилистов самой крупной фигурой был В.В.Шкваркин («Вредный элемент», «Вокруг света на самом себе»).