13.20. Школьная драма

Жанр возник в Западной Европе на рубеже 14-15 в.в. Он связан с решениями католической церкви, иезуитов, ввести в школьное, светское или религиозное обучение уроки культуры. Началось с культуры речи: риторики. Латинский язык получил большие возможности для своего глубокого усвоения и распространения. Иезуиты (они были главными инициаторами школьного нововведения) помимо лингвистических целей были озабочены тем, чтобы школьники лучше усваивали сюжет и моральные доктрины, которые содержались в библейских текстах. В школьных драмах учили религиозной обрядности, опирающейся на античные каноны. Пьесы эти строились по строгим эстетическим законам, предвещавшим будущий классицизм.

В России с 17 по 19 век существовали такие же драматические представления. Здесь была особая строгость – стилевая. Силлабо-тонический стих сюда еще не проник и стихосложение строилось на основе русской силлабики и с учетом польской и французской систем ударения. Большие успехи в этом жанре имели и духовные семинарии и академии в Киевской Руси. В Киевской духовной академии работал знаменитый писатель Симеон Полоцкий, автор превосходного драматического произведения «Притча о блудном сыне». Вскоре соответствующие театры появились и в московских школах, а потом во всей России. После смерти Петра Первого, который поддерживал подобную форму религиозно-эстетического обучения (а школа, в свою очередь – в Славяно-греко-латинской академии была активной сторонницей царя-реформатора) оригинальный синтез светского и религиозного обучения стал постепенно ослабевать.