13.15. Трагедия

Разновидность драматического рода. Крупнейшие историки и теоретики литературы считают трагедию высшим типом творчества, отражающим самые напряженные отношения в человеческом обществе. Более того, трагедии как бы разрешалось нести в себе богоборческие мотивы. В античную эпоху, когда и была создана трагедия, так часто и происходило («Прикованный Прометей» Эсхила). Характеры в трагедиях должны быть возвышенны – это прямо предписывала эстетика крупнейшего философа древности Аристотеля. Герои упомянутой трагедии Эсхила возвышенны настолько, что, разумеется. преклоняясь перед мифологической идеей Бога, они дерзают вступить в споры с небесными силами.

Еще сильнее богоборческая тема звучит у Еврипида, где в трагедиях «Ипполит» и «Орест» человек настолько возвышен, что становится для читателя и зрителя существом более богатым и интересным, чем мифологизированный персонаж. Подобная тенденция в трагедии получила гениальное развитие в драматургии периода Ренессанса, прежде всего в творчестве Шекспира. По существу, вся новейшая драматургия в ее трагедийном жанре в той или иной степени испытывала влияние Шекспира. Сама категория трагического в мировой литературе сформировалась под воздействием философии и эстетики великого англичанина.

Трагическое – это всегда неравное столкновение человека с огромными силами, губящими личность. Это проникло во все роды и виды искусства. Высота и глубина трагического конфликта зависит от степени приобщения героя ко всему мирозданию. Этот конфликт заключает в себе потерю веры в человека («Отелло» Шекспира, где вовсе не ревность является темой) млм осознание разрыва мировых связей («Гамлет» Шекспира). Одними из первых стран стали следовать Шекспиру Испания (Лопе де Вега «Овечий источник», «Звезда Севильи»), затем Франция (П.Корнель, Ж.Расин), Германия («Разбойники» и «Коварство и любовь» Ф.Шиллера).

В России большая трагедия стала создаваться после обращения А.С.Пушкина к Шекспиру. Его «Борис Годунов» стал глобальным, как и у Шекспира, художественным полотном с общественно-исторической проблематикой, и он несет в себе заряд гигантской конфликтности власти и народа. Последние русские трагедии, совсем с другими сюжетными темами, но с учетом идей Шекспира и Пушкина, появились во второй половине 19 века («Гроза» А.Н.Островского, «Власть тьмы» Л.Н.Толстого, историческая трилогия А.К.Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»).

Элементами трагедии, говоря о драмах 20 века, отмечены «Враги», «На дне», «Васса Железнова» М.Горького, а также «Нашествие» Л.Леонова. Идеологическая тенденциозность «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского, помешала ей стать полноценной, близкой к классике художественной трагедией, хотя в ней и есть сильные страницы. Среди западноевропейских драматургов, в чьих пьесах есть элементы трагедийности, нужно назвать Ж.Сартра, Ж.Ануя, Б.Брехта.