13.11. Мелодрама

Сценический синтез литературного текста и музыки. Но это не опера и не оперетта: актеры не поют, а декламируют. Первый образец такого жанра создал знаменитый французский просветитель и писатель Ж.Руссо («Пигмалион»). Чуть позднее такие сцены стали называться операми, хотя на первых порах такое музыкальное литературное произведение больше походило на коллективную декламацию. Но слово «мелодрама» имело не только жанровое и стилистическое, а точнее эмоционально-интонационное значение. Это была разновидность эстетического пафоса, преимущественно сентименталистского. В этом смысле мелодрама была литературно-театральной формой перехода от классицизма с его строгостью и «нормативностью» к романтической свободе, лирической медитации и к романтизму вообще.

Историки русского варианта этого жанра называют заслуживающим внимания лишь Е.Фокина (мелодрама «Орфей», написанная в соавторстве с Я.Княжниным – конец 18 в.). В 19 веке мелодрамой увлекались Н.В.Кукольник и Н.А.Полевой, в 20 веке знаменитостью в этом жанре был крупный драматург А.Н.Арбузов («Потерянный сын», «В этом милом старом доме»).