12.9. Психологический роман

Словесное искусство – всегда психологическое искусство. Оно единственное, что создано только человеком, в других видах искусства есть «соавтор»: в живописи и музыке, например, природа. Словосочетание «психологический роман» – очень естественное словосочетание. В древние времена (античность), когда появились лишь зачатки романного повествования, о настоящем психологизме было говорить рано. Позднее Средневековье и Возрождение представили полноценные самодостаточные типы человека, где главными мотивами поведения стали его внутренние импульсы, а не внешние обстоятельства. Тогда-то и возник художественный психологизм в собственном смысле слова.

Особенно отчетливо это проявилось в эпоху романтизма, где указанная самодостаточность человека стала «нормой» искусства. Личность в романе, как и во все искусстве, стала свободной, развивающейся, движущейся по своим внутренним законам. В ней появилось то, что позднее Чернышевский отнесет к раннему Л.Толстому: «диалектика души». Последнее означало, что художник воспроизводит не только начало и конец психологической эволюции, но и все драматические переходы одного чувства в другое.

Возникла ситуация, когда литературная наука стала делить писателей на социальных и психологических. В.М.Жирмунский, например, назвал писателя, тяготеющего к социально-общественной проблематике, «доктором социальных наук». Другие ученые стали говорить о «реализме симптомов» и «реализме обстоятельств», то есть получалось, что одни писатели, сосредоточившиеся преимущественно на опосредованных факторах общественного влияния на человека, оказывались прежде всего психологами («реализм симптомов»), а другие – прямыми социальными художниками («реализм обстоятельств»). Конечно, это деление условно (как строго отделить в произведении психологическое и социальное?), но наука требует формализации знаний, и здесь важен «удельный вес» разных содержательных элементов в романе. Одно ясно, что книги, например, М.Е.Салтыкова-Щедрина или Г.И.Успенского – социальная литература, М.Лермонтов же или И.Тургенев – представители литературы психологической.

Но есть и универсальные типы романного творчества – Л.Толстой, Ф.Достоевский, И.Бунин, М.Шолохов, М.Булгаков, где названные понятия «социальное» и «психологическое» выступают на равных. То же самое можно сказать и о западноевропейской литературе: Ч.Диккенс, О.Бальзак, Стендаль, Филдинг, Фолкнер, Хемингуэй. Русская литература в 20 веке повторила этот универсальный опыт синтеза социального и психологического: В.Набоков, А.Толстой, А.Платонов, В.Гроссман.