12.8. Приключенческий роман

Очень широкое жанровое понятие, не отличающееся строгой определенностью. Любой термин, относящийся к авантюрной, детективной, фантастической, рыцарской, плутовской литературе, характеризует элементы приключенческого романа.

Расплывчатость термина, однако, никогда не мешала соответствующей литературе быть увлекательной, любимой массовым читателем. Эта увлекательность обеспечивается остротой фабульных или сюжетных действий, необычностью характера действующего лица, независимого от того, совершает ли он героические или противозаконные поступки. А то, как влияет такое построение на восприятие читателем книги, определяется социологией, анализом образовательного уровня и психологии читателя. При разных целях приключенческой литературы книги, относящиеся к данному типу повествования, имеют композиционно-стилевую общность: поведение персонажа, не укладывающееся в рамки обыденного, головокружительные поступки, поначалу не понимаемые читателем, налет таинственности, раскрытие которого читатель ждет с напряжением, намеки на сверхъестественное разрешение катастрофического события и т.д. Расцвет жанра падает на 19 век (американская, французская и английская литературы: Майн Рид, Р.Хоггард, Л.Буссенар, А.Дюма-отец, Ж.Верн, Ф.Купер, Э.Сю и мн.др.).

Русская литература содержала много приключенческого материала, хотя и не была количественно богата приключенческим жанром. В классических произведениях, имевших историческую, нравственную или социальную цель, но не ставивших задачу увлекательно рассказать о приключениях, о последних, однако, было немало поведано: в «Капитанской дочке» А.Пушкина, «Герое нашего времени» М.Лермонтова, в ранних рассказах Л.Толстого, в его поздних романах; не игнорировали приключенческий жанр и фундаментальные психологические романы Ф.Достоевского.

Советский период – время расцвета приключенческой литературы: А.Грин – «Алые паруса», «Бегущая по волнам», Б.Полевой – «Повесть о настоящем человеке», А.Рыбаков – «Кортик», «Бронзовая птица»; книги Л.Шейнина, Л.Никулина, И.Ликстанова, А.Адамова, да и вся военная проза (достаточно указать на имена В.Некрасова, Э.Казакевича), где естественна приключенческая атмосфера.