12.5. Гротескный роман

Это роман с причудливой, гротескной стилистикой и фразеологией, где допускаются, кажется, совершенно немыслимые сочетания необузданной сюжетной выдумки и внешне реального со всеми бытовыми подробностями факта. Здесь смеются, и смех превращается в хохот, плачут и хихикают, дышат злобой и говорят о любви. Такой стиль связан с вековой традицией: среди авторов подобных сочинений – «Похвала глупости» Э.Роттердамсокго, «Гаргантюа и Пантагрюэль Ф.Рабле, Э.Гофмана – «Крошка Цахес», «История одного города» М.Е.Салыкова-Щедрина. Последнее произведение – это несколько более спокойный вариант стилистического «вавилона».

В 20 веке стилевая и сюжетная фантасмагория рождается как бы вновь, появляются книги Ф.Кавки «Процесс» и «Превращение». Такой стиль сильно проник в драматургию: Б.Брехт «Карьера Артура Уи», Э.Ионеско «Лысая певица», «Амедей, или Как от него избавиться», «Убийца по признанию». Вершиной гротескной романистики 20 века стала великая книга М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман объясняет и «оправдывает» гротеск. Откуда он в романе? В конечном счете – от соседства трагедии и фарса, высокого и комического, что являла собой человеческая история на всех стадиях своего развития. Булгаков, связав времена, соединил и самый, казалось бы взаимоисключаемые свойства и формы бытия. Величавая патетика, нежнейшие интонации, дикие, скрежещущий хохот и разбойничий свист, канцелярско-лакейское подобострастие, культ вечного и сиюминутное «животоутробие» (Щедринское слово), дремучие суеверия и мудрое всеведение, красота мира и его сор и кровь, музыка и болезненные вскрики – все выставлено в романе на обозрение и просит быть услышанным, не нуждаясь в особом подтверждении, ибо все это было всегда и именно в таком сочетании.