12.12. Социальный роман

Все романы новейшей литературы – социальны. После того как завершилась эра романтизма с его культом свободы, самоценной, независимой от внешних обстоятельств личности, возникла великая литературная реакция на подобные «автономности» и персонажей, и произведения в целом. Наступила эра реализма, когда предстала детерминированной внешней средой. Во влиянии последней писатели стали искать мотивы и стимулы поведения героев. Пушкин сказал о шекспировских пьесах: там «обстоятельства» «поворачивают» своих героев. Когда же наступила эпоха классического, «критического» реализма, уже ни один роман не мог не быть социальным. Он иногда являл собой незначительные модификации: натуралистический роман (П.Д.Боборыкин), этологический (нравоописательный роман, или повесть («Мертвые души» Гоголя). Менялась жанровая или тематическая типология (роман гротескный, фантастический, и т.п.), но все равно он оставался социальным. Так происходило во всем мире в 19-20 в.в.: Диккенс, Флобер, Бальзак, Золя, Мопассан, Фолкнер, Сэлинджер, Ремарк, Хемингуэй, Токутоми Рока, Самадзаки Тасон, Таяна Катай, Нацумо Сосэки, Ким Сон Хам, Ли Гийона, Кон Мен Хи, Мао Дунь, Джоу Либо, Чжа Шули, Дехалдар, Нанаксингх.