12.11. Семейный роман

Роман иногда называют эпосом частной жизни. По логике такого определения роман должен был сформироваться и в том его варианте, когда частная жизнь представала в особом, сублимированном качестве. А что может быть концентрированнее, сублимированнее той формы частной жизни, которая называется семьей? Отсюда и особый тип романа – семейный. Здесь нужно вести речь не об определенных сторонах семейных отношений, а именно о специфическом жанровом явлении, называемом семейным романом.

Исключительная сосредоточенность писателя на структуре семейного быта и межличностных связей в этой сфере существует давно, до появления «чистого жанра» – например, в виде идиллий типа «Дафниса и Хлои». Но как только роман обрел спокойные, невыспренние, «нейтральные» формы, он и стал по-настоящему семейным романом. Появляется образ частного человека с его индивидуальной судьбой, сопрягаемой с судьбами самых близких ему людей. Тут нет даже никакой картины общественной жизни. Этому способствовала та мемуарная литература, которая имел «интимный» характер. В 18 веке огромное впечатление произвел семейный роман, испытавший влияние разных жанров – «Мадам Леско» А.Прево. В дальнейшем, по мере вхождения частной жизни в об общественную, жанр семейного романа приобрел такие модификации, что потерял четкие границы. Жанр повести иногда брал на себя «обязанности» семейного романа («Старосветские помещики» Н.Гоголя, «Ася» и «Дворянское гнездо И.Тургенева).

А иногда принадлежность к семейному роману объяснялась особыми сюжетами и характерологическими обстоятельствами. Примером может служить роман И.Гончарова, где автор представил Татьяну Марковну Бережкову как хранительницу семейного очага, то есть жанровое определение получилось по прямой воле автора, который указал на самый главный момент содержания своего произведения. Так, Л.Толстой сказал о главной мысли «Анны Карениной: «Мысль семейная» («Война и мир» – мысль на, показав распад и созидание семьи: родная): Анна – Каренин, Кити – Левин. Но, понятно, такое огромное художественное полотно нельзя сузить до размеров семейного романа.

Так происходило и в 20 веке: роман М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Такова же «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси. С другой стороны, некоторые романы появлялись довольно часто и даже в полемических целях по отношению к «Анне Карениной» Толстого: это были именно семейные романы в узком смысле слова (роман А.Коптяевой «Товарищ Анна»).