12.1. Античный роман

Вначале слово «роман» означало лишь название произведения на романских языках, только позднее, в эпоху Возрождения, слово обрело одному ему присущую специфику. Некоторые литературоведы склонны находить роман уже в античной литературе («Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея), однако ученые, более других занимавшиеся теорией и историей данного жанра (В.Кожинов), видели в названном произведении и ему подобных лишь зародыши собственно романного повествования («Дафнис и Хлоя», «Тристан и Изольда» и т.п.), хотя в этих сочинениях проглядывали черты некоего развивающегося художественного характера, что свойственно именно роману.

В своем «нормативном», апробированном исторически, жанр романа появился лишь в конце Возрождения, когда стимулировалось внимание писателя к человеческой индивидуальности, возник интерес к частной жизни, постепенно вовлекаемой в общественную жизнь. Это совпало с попытками художественной литературы соединить действия и внутренние устремления людей самых разных сословий – от простолюдина до вождя и полководца. Но это вовсе не означало, что в произведениях обязательно соединялись действия государственные и личные, последние могли выступать и как совершенно независимые. Повторим, все это в зародыше присутствовало в так называемом античном романе.