11.9. Песни

Они представляют два типа художественного творчества. Один – фольклорный, другой – письменный. Первый синкретичен: автор на практике не отделяет словесную часть произведения от музыкальной, в письменном тексте песни такой нерасчлененности нет. Два названных типа искусством создаются, как правило, последовательно (чаще литературный текст предваряет музыкальный). Фольклорная песня родилась задолго до письменной и выполняла куда большую функцию, чем последняя: ее диапазон – от узко-лирической, камерной, до широкой, эпической, претендующей на большое обобщение: моральное, социальное и даже политическое.

В письменной песне эти начала сохранились, но получили иное развитие. В них чувствовалась еще большая тенденциозность, сословный «диктат» или прямое политическое задание (в фольклорной песне все как бы пелось и произносилось естественно, более органично, чем впоследствии). Это не относилось к песням крупных мастеров, особенно великих музыкантов, где органично звучали или драматически события, скажем, французская революция 18 века, или выражалось народное мышление и крестьянская психология, когда тексты создавали такие поэты, как А.В.Кольцов иди Н.А.Некрасов. Попытки соединить фольклорную и письменную структуру песен предпринимались в 20 веке советскими поэтами (В.И.Лебедев-Кумач, С.Я.Алымов, М.В.Исаковский, А.А.Сурков, Е.М.Винокуров, К.Я.Ваншенкин).