11.7. Ода

Жанр лирического рода. Начиная с античных времен, ода выполняла функцию торжественного утверждения героического события или праздника (спортивного, семейного), часто соединялась с музыкой и танцами. Долгое время ода не пользовалась общественной популярностью, пока не наступила эра классицизма. Эта эпоха провозгласила культ монархии, абсолютной власти, что потребовало и словесно-пропагандистского закрепления. Поскольку деятели культуры провозгласили тогда политическим идеалом «просвещенную монархию», поэты устраивали чуть ли не соревнования в стихотворных спорах о степени словесных восхвалений властителей. Здесь не было принципиальных различий между западноевропейскими и русскими одописцами. Может быть, только французский классицист Буало в своем «Рассуждении об оде» превзошел всех в самой идее прославления монархов.

В русской поэзии появилось свое «Рассуждение об оде», где автор – поэт В.К.Тредияковский лишь сделал положительный акцент на человеческие, психологические достоинства воспеваемого объекта. Далее ода развивалась как сублимация, предельная концентрация чувств государственного патриотизма; она славила любые воинские победы своего национального войска («Ода на взятие Хотина» М.В.Ломоносова). Для оды как поэтического явления это кончилось плохо. Скатываясь к рабскому низкопоклонству, она вызвала реакцию отторжения – особенно, когда поэты почувствовали вкус к свободе. Так появилась «Вольность» А.Н.Радищева, «Вольность» А.С.Пушкина. Вплоть до Маяковского, поэта-утописта, ода в эпоху господства «критического реализма» и не могла развиваться.