1.2.3. Балладные песни

Подобно детским сказкам, детские баллады полны фантастических сюжетов, таинственных историй. Герои баллад оказываются всегда в плену этих тайн, но это не физический, а душевный плен. Чувства, которые переживают герои баллады, как правило, прежде им не были знакомы. Однако, отличия сюжетов баллад и обычных сказок принципиальны. Баллады не похожи на сказки с их светлыми финалами, где обычно зло побеждается добром; финалы в них почти всегда трагические. Одним из самых знаменитых творцов такого жанра в России был В.А.Жуковский, но его баллады, как правило, не имели национального сюжета, они представляли собой переложение сюжетов поэзии немецкого романтизма с их окрашенностью драматическими рыцарскими подробностями жизни европейского средневековья и их тяготением к образам дьявольских сил: «Людмила», «Светлана», «Лесной царь». Но как только балладные (по структуре) сказки немецких романтиков переводились Жуковским на русский язык, они превращались в обычную сказку («Спящая царевна»). Напоминают балладу пушкинские «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», но в целом они остались близкими к жанру народной сказки.