Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> Вспомогательные и специальные дисциплины >> Книговедение | Аннотации книг
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Аннотации книгРоссийское православие за рубежом

СообщениеПравославие и Православная церковь в Японии и Корее: краткий библиографический указатель

Аннотации книгРусские за рубежом: библиография

СообщениеРусская Православная Церковь на Американском континенте: историография и источники

Аннотации книгИстория русского зарубежья в публикациях серии Материалы к истории русской политической эмиграции

Обзорные статьиАрхивное наследие русской зарубежной церкви в Сербии

ДиссертацииРусская Православная Миссия в Китае

Обзорные статьиРусское зарубежье в интернете

Аннотации книгПопов А. В. Российское православное зарубежье: история и источники

Аннотации книгНовое исследование по истории российского православного зарубежья

Обзорные статьиБиблиотеки и библиотечные собрания Православной Церкви за рубежом

Научные статьиКонявская Е. Л., Владимир Владимирович Кусков - учёный и учитель.

Научные статьиКасинец Э. Славянские издания в американских коллекциях

Обзорные статьиМатериалы об О.Э. Мандельштаме в американских архивах

В настоящее время рецензируемый библиографический указатель является наиболее полным изданием по затронутой проблематике, необходимый любому исследователю истории православия и Русской православной церкви Российское православие за рубежом: Библиографический указатель литературы и источников
13.12.2007 20:12 | Русское Зарубежье
     Российское православие за рубежом: Библиографический указатель литературы и источников: 1918-2006 / Автор-составитель. А.В. Попов. М.: ИПВА, 2007. 630 с. (Материалы к истории русской политической эмиграции; Вып. 12).

От составителя

В 1990-е 2000-е гг. в связи с кардинальными переменами в политическом строе и внутриполитической жизни России стала изменяться ситуация и в российской исторической науке, в гуманитарном знании в целом. В исторической науке пересматриваются трактовки и подходы к исследуемым проблемам. Некогда периферийные темы исследований выдвигаются на передний план. Одной из таких тем является история Русской Православной Церкви (РПЦ) и её зарубежных частей. Ослабление идеологических пут после крушения коммунистического режима в СССР выразилось в первую очередь в возвращении в Россию путем публикации многих важных источников по истории российского зарубежного православия. Среди них не только мемуары зарубежных церковных деятелей, но и труды по истории Русской Православной Церкви, в том числе в изгнании. Изучение истории Русской Православной Церкви, в том числе её зарубежной части, в настоящее время стало неотъемлемой частью изучения истории России. В последнее десятилетие мы являемся свидетелями значительного сдвига в российской историографии в изучении истории Русской Православной Церкви советского периода.
После подписания 17 мая 2007 г. Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью за границей начался новый этап в истории Русской Православной Церкви, истории русского народа и государства, и, конечно, российской православной диаспоры за рубежом. Это событие подтверждает то, что история русских церковных разделений в ХХ веке как объект исследования сохраняет свою актуальность.
Следует учитывать, что феномен российского православного зарубежья в виде зарубежных частей Русской Православной Церкви (в первую очередь в Китае и в Америке) возник значительно раньше церковных расколов ХХ века, приведших к появлению новых православных юрисдикций: Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ), Американская Православная Церковь, Архиепископия православных церквей русской традиции в Западной Европе и других. Тема российского православного зарубежья нашла отражение в дореволюционной, советской, постсоветской и зарубежной литературе.
В дореволюционной литературе нас интересуют прежде всего публикации, отраженные в предлагаемом читателю указателе, относящиеся к истории заграничной части Русской Православной Церкви, состоящей из Северо-Американской епархии, Русских Духовных Миссий за границей, приходов и русских храмов в Западной Европе. В дореволюционный период наибольшее число работ было посвящено старейшей Русской Духовной Миссии Миссии в Пекине(1). Первоначально изучением истории Пекинской Миссии занимались только её члены. Первая попытка описать и оценить деятельность православных миссионеров в Китае была сделана в работе Выписка из замечаний о пекинских духовных миссиях иеромонаха IV миссии (1745-1755 гг.) Феодосия (Сморжевского). Наиболее полное описание деятельности первых Русских Духовных Миссий в Китае было сделано членом XVI и XVII миссий иеромонахом Николаем Адоратским. Его работа Православная Миссия в Китае за 200 лет её существования: Опыт церковно-исторического исследования по архивным документам была издана в Казани в 1887 г. Не менее информативно юбилейное издание Краткая история Русской православной миссии в Китае, изданное в Киеве.
История православия в Японии во второй половине XIX в. начале XX в. связана прежде всего с деятельностью Святого Равноапостольного Николая Японского (Ивана Дмитриевича Касаткина), прошедшего путь от иеромонаха до архиепископа. В дореволюционной печати деятельности Святителя Николая посвящено несколько работ(2).
Дореволюционные авторы уделяли достаточное внимание истории Русской Духовной Миссии в Америке, в дальнейшем епархии. К ним относятся труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) и других авторов(3). Среди работ следует выделить ряд книг и множество статей по истории православия в Америке, написанных псаломщиком русского православного храма в Нью-Йорке А.П. Лопухиным(4), впоследствии ставшим профессором Санкт-Петербургской академии и главным редактором журнала Церковный вестник. А.П. Лопухин писал: Аляска исполнила свое великое историческое предназначение в том, что она именно приняла в себя семена Православия и сохранила их в неприкосновенности до настоящего времени, когда Промыслу Божию угодно было открыть новое и гораздо более обширное и многообещающее поприще для святой миссии Православной Церкви(5).
Дореволюционная историография РПЦ в Западной Европе связана с деятельностью выдающегося ученого руководителя православного Князь-Владимирского братства в Германии протоиерея Алексея Мальцева. Благодаря стараниям о. Алексея были построены многие русские церкви в Европе, открыто русское кладбище в Берлине и Музей истории России за границей. О. Алексеем издавался в Берлине журнал Церковная правда, было издано большое число книг по истории православия в Европе(6).
Дореволюционная литература представлена, в первую очередь, работами церковных историков, являвшихся, как правило, членами русских миссий или служивших в русских зарубежных храмах. Эти публикации носили в основном информационный характер. Во многом это объясняется тем, что до Октябрьской революции 1917 г. все зарубежные части РПЦ находились в безупречном каноническом и церковно-административном положении. Право на существование тех или иных частей РПЦ никем не оспаривалось ни в России, ни за рубежом. Соответственно не было различий в концептуальных подходах церковных и светских историков к этой теме.
Начало новому периоду в изучении истории РПЦ положила Октябрьская революция 1917 г. На долгие годы объективное изучение этой темы стало невозможным. Главная причина такого положения заключалась в насильственно насаждаемом атеизме во всех сферах жизни общества, в том числе и в науке. Исходя из того, что главной задачей атеистической работы считалось раскрытие классовой роли религии и церкви, историки-атеисты выдвигали на первый план разоблачение церковной контрреволюции, эксплуататорской сущности религиозных организаций, раскрытие политической позиции духовенства. Работы историков были призваны помочь верующим преодолеть религиозные предрассудки. Поэтому основными темами стали антисоветские действия духовенства. В соответствии с поставленными задачами государственно-церковная политика априори рассматривалась исследователями как положительная, а действия церкви и религиозных организаций как контрреволюционные. Отличительной чертой историографии тех лет была узость источниковедческой базы. В качестве главных источников исторических работ использовались декреты советской власти, работы В.И. Ленина, труды партийных идеологов. Работы советских авторов нельзя назвать строго научными: очень часто они являлись образцами советской антирелигиозной пропаганды. Советская историческая наука по данной теме представлена небольшим числом работ, написанных с позиции обличения РПЦЗ. Изучение истории российского православного зарубежья в России до начала 1990-х гг. было фактически невозможно. Сама тема эмиграции была полузапретной: писать на эту тему можно было только с определённым, точнее сказать, с обличительным идеологическим уклоном. В полной мере, это относится и к истории Русской Православной Церкви. Опасная проблематика, в которой пересекались темы истории эмиграции и истории церкви, не способствовала появлению серьезных научных трудов. Советская историческая наука не создала научной традиции изучения российского зарубежного православия, как и истории православия вообще.
Положение изменилось лишь с начала 1990-х гг. в связи с изменением политической обстановки в стране. В новых условиях российские историки получили возможность обратиться к истории православной церкви за рубежом. Большим событием и вехой в изучении российского православного зарубежья стало издание в 1991 г. сборника Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси, подготовленного известным историком Русского зарубежья М.В. Назаровым. В состав авторов сборника входили протоиерей А. Киселев, А.И. Солженицын, Н. Рутыч и др.(7).
Неотъемлемой частью современной историографии истории Русской Православной Церкви вне России стали труды православных историков. Церковная историография, уничтоженная в годы советской власти как научная дисциплина, в настоящее время сделала значительный шаг в возрождении утраченных в советский период традиций в изучении истории Русской Православной Церкви.
Одной из первых была опубликована монография профессора Санкт-Петербургского Института богословия и философии священника Георгия Митрофанова Православная церковь в России и эмиграции в 1920-е годы. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг.. Книга о. Георгия относится к тем немногим книгам, которые непосредственно посвящены этой проблеме(8). Отец Георгий справедливо отмечает сложность данного вопроса, которая состоит прежде всего в том, что уже сам факт возникновения РПЦ за границей выходит за канонические нормы. Развитие взаимоотношений РПЦ Московского Патриархата и РПЦЗ в 1920-е гг. пошло по пути, на котором между РПЦ (Московским Патриархатом) и РПЦЗ было утрачено не только политическое, но и евхаристическое единство церковной жизни. Его сменило литургическое разобщение и церковно-историческое противостояние. Вместе с тем о. Георгий, симпатизируя епископам-эмигрантам, пишет, что они действовали нарушая букву канонов, исходя из высшего христианского закона любви(9).
Большое историографическое значение для историков русского зарубежного православия имеет монография российского историка протоиерея Владислава Цыпина, содержащая главы, посвященные церковной жизни на канонической территории Московского Патриархата за пределами СССР и церковной диаспоре(10). В главе, которая посвящена Русской Православной Церкви в странах, образовавшихся на окраинах Российской империи, протоиерей В. Цыпин обращает внимание на бесправное положение русских национальных меньшинств в Латвии, Финляндии, Эстонии, Польше и беспрецедентное политическое давление правительств этих государств на Русскую Православную Церковь.
В последние годы появляются работы, в которых рассматривается деятельность Русской Православной Церкви и православных общин в отдельных странах и регионах.
Монография, диссертация, публикации игумена Ростислава Колупаева посвящены Русской Православной Церкви на Африканском континенте(11). Игумен Ростислав подчеркивает, что несмотря на достаточно развитую в Африке сеть православных храмов греческой Александрийской патриархии русские предпочитали не вливаться в местные общины, а организовали свои приходы. По мнению игумена Ростислава: Благодаря приверженности общему для всех эмигрантов языку и традиционным православным ритуалам совместные молитвы были не только актом веры, но и подтверждением преданности единой национальной и культурной традиции, которая отделяла соотечественников от другого общества. Одновременно с этим, неправильно понятая национально государственная задача, привязанная к отжившему общественному строю привела к расколу, сначала иерархии, затем через церковные институты русской среды в диаспоре(12).
Основной темой научных изысканий начальника Русской Духовной Миссии в Гонконге священника Дионисия Поздняева является история православия на Дальнем Востоке (в Китае, Корее и Японии). При участии священника Дионисия Поздняева были изданы три тома трудов по этой теме, выходит журнал Китайский благовестник, посвященный истории РПЦ в Китае, поддерживается одноименный сайт в сети интернет(13).
В 2002 г. в Санкт-Петербурге была опубликована работа настоятеля Свято-Николаевского собора в Тегеране игумена Александра Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1857-2001 гг.). Игумен Александр пишет: В истории православного свидетельства в Персии были как светлые, так и трагические страницы. Пережив нестроения и расколы, православная община выстояла в непростых и даже критических ситуациях. Книга игумена Александра является первой монографией по истории Русской Православной Церкви в Иране. На основании документов российских архивов и воспоминаний прихожан тегеранского прихода автору удалось воссоздать цельную картину присутствия православия на иранской земле, начиная с XVI в.(14).
История Зарубежной Церкви и русской православной диаспоры в целом активно изучается не только церковными, но и светскими историками церкви.
Среди работ светских историков церкви необходимо выделить публикации и кандидатскую диссертацию А.В. Беляевой(15). Кандидатская диссертация А.В. Беляевой посвящена Русской Православной Церкви за границей в 1919-1926 гг. В её основу было положено изучение структуры РПЦЗ и системы органов её управления. По мнению А.В. Беляевой, российская эмиграция после 1917 г. породила уникальное историческое явление Церковь в эмиграции. Главное значение Зарубежной Церкви А.В. Беляева видит в сохранении русских традиций, в том числе религиозных, за рубежом.
Одной из попыток историографической разработки темы российского православного зарубежья можно назвать монографию уральского историка А.А. Пронина Историография российской эмиграции, в которой имеется специальный раздел Эмиграция и Православие(16). А.А. Пронин, в частности, обращает внимание на то, что российская послеоктябрьская эмиграция не была вызвана религиозными причинами. Вместе с тем он отмечает, что гонения на Русскую Православную Церковь и, как следствие, невозможность отправлять свои религиозные потребности сыграли свою роль в числе других факторов, повлиявших на намерение того или иного лица покинуть Россию. Главный вывод работы А.А. Пронина состоит в следующих словах: вслед за русскими идет по миру и православие. Эта истина верна для всех времен и территорий, где оказывались русские переселенцы(17).
С точки зрения наиболее консервативных элементов Русского зарубежья рассматривает историю русских церковных разделений за рубежом историк и публицист М.В. Назаров. Следует отметить, что среди современных российских исследователей М.В. Назаров выделяется большим количеством работ по этой проблематике. Хотя работы М.В. Назарова не являются строго научными исследованиями, а относятся к жанру церковной публицистики, его взгляды заслуживают рассмотрения(18). По мнению М.В. Назарова, объединение РПЦ Московского Патриархата и РПЦЗ в настоящее время не своевременно из-за присутствия в руководстве Московской Патриархии вероотступников, сергианского курса Московской патриархии, выраженного в сотрудничестве Московской Патриархии с системой зла, которая в настоящее время установила контроль над Россией(19).
Истории Русской Православной Церкви в Югославии посвящены работы В.И. Косика(20). В приложениях к своей монографии Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ века) он опубликовал отрывки из воспоминаний протоирея Владимира Мошина, владыки Василия Родзянко. Большую помощь исследователям православия окажут и Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упоминаемых в книге. Тщательно исследовав деятельность Русской Зарубежной Церкви в Югославии, В.И. Косик пришел к выводу: Вся церковно-общественная жизнь русской эмиграции в Югославии в предвоенный период может быть охарактеризована преобладанием в ней политического начала над духовным(21).
В 2000 г. Э.Б. Саблина защитила диссертацию, посвященную истории Японской Православной Церкви и её месту в истории Японии, начиная от проникновения православия и основания православной духовной миссии в стране в 1870 г. до настоящего времени(22). В диссертации впервые делается попытка комплексного исследования истории Японской Православной Церкви на основе учёта достижений различных научных дисциплин. Автор использовал материалы официальной церковной истории, истории духовной жизни, культуры и общественной мысли Японии, истории российско-японских отношений. По мнению Э.Б. Саблиной, история Японской Православной Церкви в XX в. это драматическая история православной общины, которая в силу политических обстоятельств оказалась оторванной от Матери-Церкви, однако доказала свою жизнеспособность как самостоятельная национальная церковь.
В числе работ по истории Японской Православной Церкви необходимо выделить публикации Г.Е. Бесстремянной, в особенности, монографию Японская Православная Церковь. История и современность(23).
В 2006 г. в Санкт-Петербургском университете была защищена диссертация С.И. Андреевской, посвященная истории IX Русской Духовной Миссии в Китае, в которой рассматриваются дипломатические аспекты работы миссии. К сожалению, в диссертации не нашли отражение сущность и духовные задачи миссии. Главный вывод работы С.И. Андреевской заключается в утверждении, что миссия успешно и полноценно справлялась с поставленными перед ней дипломатическими задачами. С.И. Андреевская опубликовала несколько работ о начальнике IX миссии архимандрите Иакинфе (Бичурине)(24).
Одной из первых работ, касающихся истории православия в Финляндии, было обширное исследование А. Ведерникова, опубликованное в журнале Московской Патриархии в 1951 г.(25). В своей статье А. Ведерников выражает официальную точку зрения Московской Патриархии на Финляндскую Православную Церковь, подчеркивая не каноничность нахождения Финляндской Православной Церкви в юрисдикции Вселенской Патриархии. Он пишет: Вполне очевиден для ревнителей Православия тот ущерб, какой понесла Финляндская Церковь вследствие своего отчуждения от Матери-Церкви, вызванного не столько внешними обстоятельствами, сколько антирусскими настроениями своих руководителей. Именно они, находясь в плену националистических элементов из духовенства, старались всеми мерами воспитать у своей паствы чувство отчуждения от Церкви Русской и, можно сказать, сознательно вели финское Православие к такому состоянию, при котором исконные его традиции должны были подвергнуться или полному упразднению, или же ревизии и модернизации.
Значительный интерес представляют труды О.А. Ярового, посвященые истории РПЦ в Финляндии(26). В целом придерживаясь позиции А. Ведерникова и Московской Патриархии, О.А. Ярововой тем не менее отмечает, что Православие Финляндии смогло преодолеть все трудности и каноническим путем получить отпускную грамоту Московского Патриархата.
Историк российского православного зарубежья не может обойтись без обращения к работам известного историка Церкви М.В. Шкаровского(27). Работы М.В. Шкаровского вносят существенный вклад в изучение положения РПЦ в фашисткой Германии и на оккупированных в годы Великой Отечественной войны территориях. По мнению М.В. Шкаровского, начало нацистской агрессии против Советского Союза 22 июня 1941 г. явилось рубежом, существенно изменившим положение не только православного церковного народа в СССР, но и положение русского церковного зарубежья, в том числе Германской епархии РПЦЗ. После начала войны все большую роль в определении церковной политики стали играть другие, принципиально враждебные русскому православию, немецкие ведомства, прежде всего канцелярия НСДАП и Главное управление государственной безопасности Германии. Всевозможные ограничения и стеснения вскоре коснулись различных сторон жизни епархии. Но речь фактически шла о большем о полном отказе властей Германии от своего прежнего курса, направленного на распространение Русской епархии на все попадавшие в сферу нацистского контроля территории с перспективой создания в будущем самостоятельной Германской Православной Церкви. Важным является и вывод М.В. Шкаровского об общности в области религиозной политики национал-социалистического и советского режимов.
Большой импульс развитию исследований по истории РПЦ в Китае, Корее и Японии дала прошедшая в апреле 2000 г. во Владивостоке международная конференция Христианство на Дальнем Востоке. Этой же теме посвящён сборник статей Из истории религиозных, культурных и политических взаимоотношений России и Японии в XIX-XX веках, изданный в Санкт-Петербурге Фондом по изучению Православной Церкви.
Среди исследований светских историков, занимающихся различными аспектами истории российского православного зарубежья, выделяются работы Н.П. Крадина и С.С. Левошко, посвященные малоисследованной сфере культуры русского зарубежья православному зодчеству за рубежом. На наш взгляд, Н.П. Крадин и С.С. Левошко внесли значительный вклад в изучение русской церковной архитектуры за рубежом, ввели в научный оборот информацию о многих незаслуженно забытых в России архитекторах Русского зарубежья. История русского православного храмостроительства за рубежом, неразрывно связанная с историей Русской Православной Церкви, имеет свои географические, хронологические и юрисдикционные особенности. По мнению П.Е. Ковалевского: храмостроительство является одной из самых удивительных страниц жизни Зарубежной России. Не успевала открыться новая русская колония или как только группа русских поселялась в каком-либо городе, сразу устраивался храм, а около него библиотека, школа, русский дом и читальня. Церкви были настоящими центрами беженских колоний. По мере устройства русских они украшались, переходили в постоянные помещения, строились на своей земле. Выработался даже особый стиль зарубежной церкви(28).
Характеризуя российские публикации последних лет, необходимо сказать, что в подавляющем большинстве современные российские авторы придерживаются позиции Московской Патриархии. Следствием этого является то, что они не всегда могут увидеть то позитивное, что было в истории российского православия за рубежом в целом и Русской Православной Церкви за границей. Видимо, отсутствием стереоскопического взгляда и историографической традиции объясняется тот факт, что до сих пор не появились монографические труды по этой теме.
Зарубежные исследователи обратились к истории российского зарубежного православия гораздо раньше. Работ, посвящённых истории русского православия в рассеянии, написанных и изданных за рубежом на русском языке, значительно больше, чем работ, опубликованных в России. Зарубежные исследования по истории российского православного зарубежья целесообразно разделить на две группы: научно-публицистические работы зарубежных церковных историков и канонистов, принадлежащих к российской православной диаспоре (российские эмигранты и их потомки), и исследования собственно зарубежных авторов. Среди авторов эмигрантов выделяются публикации инока Всеволода (Филипьева), епископа Григория Граббе, архиепископа Иоанна (Максимовича), протопресвитера М. Польского, В.С. Русака, Н.А. Струве, Н.Д. Тальберга, С.В. Троицкого.
Многочисленные публикации принадлежат известному канадскому историку церкви Д.В. Поспеловским. Выход в 1984 г. подготовленного им двухтомника, посвященного истории РПЦ, вызвал бурную полемику в русской эмигрантской прессе. Епископ Григорий (Граббе) писал о книге Д.В. Поспеловского: г. Поспеловский, критикуя все, что относится к началу организации Русской Церкви Заграницей, делает это прежде всего при полном непонимании положения русских беженцев после их массового выселения из России и междуцерковных отношений того времени. Это было явление, которого в таком объеме не мог предусмотреть никакой канон(29). Далее епископ Григорий пишет: Что касается канонической оценки событий, то его ошибка заключается в том, что отдельные решения или сообщения от имени патриарха, лишенного свободы, он считает отменяющими действия общего правила, принятого высшим вне Собора органом Русской Церкви: патриархом, Синодом в соединенном присутствии с Высшим церковным Советом. Никакое отдельное распоряжение Патриарха или Синода, даже если бы оно существовало на самом деле, а не сфальсифициpованно советской властью для расстройства враждебной ей церкви за рубежом, не могло отменить той автономии, которая давалась объединенному зарубежному епископату Постановлением 7/20 ноября 1920 г. Это Постановление, показывающее, как в разных обстоятельствах расстройства высшей власти Русской церкви организовать управление оторванных от центра областей, есть своего рода канон для всех нас... В дальнейшем фактически каждая публикация Д.В. Поспеловского вызывала бурную реакцию от восторга до полного неприятия. Однако эти эмоции вызывались не столько научными достоинствами или недостатками работ Д.В. Поспеловского, сколько юрисдикционной принадлежностью авторов критических или восторженных отзывов. Отголоски этих противоречий между различными юрисдикциями РПЦЗ можно найти в рецензии В.И. Алексеева на книгу Дмитрия Поспеловского The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982., опубликованной в журнале Русское Возрождение. В частности, В.И. Алексеев пишет: Книга его (Поспеловского) написана, конечно, с позиции Американской Автокефальной Церкви, бывшей ранее американской митрополией Русской Православной Церкви и получившей автокефалию от Московской патриархии. Отсюда стремление обелить, насколько возможно, нынешнее руководство Московской патриархии, отсюда критическое отношение к Русской зарубежной Церкви(30).
Ценным источником по истории российского зарубежного православия являются семнадцать томов труда епископа Никона (Рклицкого) Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония Митрополита Киевского и Галицкого, посвященного митрополиту Антонию Храповицкому. Владыка Никон в своем труде показал жизнь митрополита Антония на фоне истории РПЦЗ, а также опубликовал работы митрополита Антония и другие документы по истории РПЦЗ.
Ряд работ зарубежных богословов и историков посвящен истории православия в отдельных странах: монография магистра богословия Александра Свитича Православная церковь в Польше и её автокефалия, книга И.К. Окунцова Русская эмиграция в Северной и Южной Америке и др.
Рассматривая зарубежную (эмигрантскую) литературу, не надо забывать, что и зарубежные (эмигрантские) авторы не были свободны от идеологических пут. Только эти путы были другого толка, нежели бывшие советские. Чрезвычайная пестрота и обилие Православных Церквей в странах рассеяния создавали специфическую ситуацию в эмигрантской историографии. Как правило, противоречия между историками лежали не в сфере научного, объективного исследования, а в сфере юрисдикционной принадлежности того или иного автора, отношения этой юрисдикции к Московской Патриархии и другим Православным Церквям. В тоже время эти работы отличает высокая историческая и каноническая подготовка авторов. В настоящее время даже сама полемика, например, между историками, сторонниками Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей, и историками, сторонниками Западно-Европейского Экзархата, является предметом историографического изучения. Работы русских эмигрантов различной юрисдикционной принадлежности очень часто носят публицистический характер. Они, как правило, не могут претендовать на научное значение, однако содержат значительный объем информации. Общая основа таких публикаций должна непременно подвергаться научной критике с точки зрения принадлежности автора к той или иной юрисдикции. Учитывая это, собранный в них эмпирический материал может быть использован в работах историков.
Развитие российской и зарубежной исторической мысли в области истории православного зарубежья за последние годы сделало огромные шаги вперед. Накоплено большое количество фактического материала. Стали доступны и издаются в России эмигрантские журналы и газеты, освещающие на своих страницах вопросы истории Православной Церкви. Переизданы труды многих представителей российской эмиграции. Активно работают российские исследователи. Но история Российского зарубежья и русского зарубежного православия находятся в стадии формирования как научные дисциплины. Недостаточно изучена и литература. Это закономерно, так как в данный момент идёт процесс накопления, аккумуляции знаний. Именно поэтому так своевременно в настоящее время появление новых библиографических указателей по данной проблематике. Мы надеемся, что данный указатель будет полезным для историков и всех интересующихся историей Русской Православной Церкви.
При подготовке указателя были использования книжные фонды и каталоги Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, Библиотеки ИНИОН, Государственной публичной исторической библиотеки, Библиотеки-Фонда Русское Зарубежье, Научной библиотеки ГА РФ и других библиотек, главным образом московских. Большинство книг и статей описаны de visu. При описании не найденных в библиотечных фондах публикаций и книг использовались ретроспективные библиографические издания (указатели, списки, обзоры и каталоги), перечисленные в первом разделе указателя(31). Среди них специализированные тематические указатели, посвященные как проблемам Русского зарубежья в целом, так и русской эмиграции в отдельных странах или регионах, а также ретроспективные указатели содержания периодических изданий и персональные библиографические указатели. При подготовке указателя были использованы библиографические указатели православной тематики, в первую очередь, Православие: Библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918-1993 гг. и Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947-2000)(32). Несмотря на значительное число библиографических справочников и указателей, изданных к настоящему времени в России и за рубежом, число публикаций, посвященных российскому православному зарубежью, истории отдельных православных церковных юрисдикций и Русской Православной Церкви в зарубежных странах, учтенных в данных работах, не велико. Исключением является библиографический указатель Религия на Дальнем Востоке: Аннотированный указатель литературы по истории и смежным дисциплинам, подготовленный известной дальневосточной исследовательницей М.Б. Сердюк(33). Указатель, подготовленный М.Б. Сердюк, включает монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, учебники и учебные пособия, отдельные статьи из сборников и журналов (всего 1771 библиографическая запись). В состав своей работы М.Б. Сердюк ввела такие разделы как Православие на Аляске, Православная миссия в Китае, Православная миссия в Корее, Православная миссия в Японии, Православие в Австралии. В этом указателе нашли свое отражения сведения о Христианском союзе молодых людей на Дальнем Востоке, старообрядчестве в Китае и др.
Подготовка тематического библиографического указателя, посвященного российскому православию за рубежом, во многом определяется необходимостью изучения религиозных и общественных процессов для понимания закономерностей и особенностей развития России в XX - XXI вв. Это особенно важно в отношении современного периода российской истории, связанного с поисками новой российской идентичности и системы ценностей. Цель настоящего библиографического указателя состоит в том, чтобы предоставить исследователям сведения о литературе, в первую очередь, русскоязычной, посвященной истории Русской Православной Церкви вне России, феномену в истории России и Русской Православной Церкви российскому православному зарубежью, который понимается нами как совокупность автономных, автокефальных и других Православных Церквей, имеющих историческую или каноническую связь с Русской Православной Церковью, а также зарубежных экзархатов, приходов и других организаций РПЦ Московского Патриархата, находящихся за пределами России.
Основой библиографического указателя является подготовленный нами и опубликованный в 2005 г. библиографический указатель Российское православное зарубежье: Систематическая библиография книг, брошюр и статей, вышедших на русском и иностранных языках в России и за рубежом в 1918-2004 гг.(34), явившийся первым опытом составления систематической библиографии, посвященной российскому православию за рубежом. Указатель вызвал большой интерес: ему было посвящен ряд рецензий в российской и зарубежной прессе(35). Именно поэтому составитель решил выпустить второе издание указателя, значительно увеличив его объем. Если указатель 2005 г. включает 3240 библиографических записей, то настоящее издание 8110 наименований монографий, книг, сборников статей, отдельных статей из сборников, альманахов, журналов, посвященных российскому православному зарубежью. В указателе была расширена классификационная схема: добавлены новые разделы Православная диаспора, общие вопросы, Зарубежные экзархаты, епархии, миссии, приходы и другие учреждения Московского Патриархата, Православная Церковь в Украине, Православная Церковь в Прибалтике, Православная Церковь в Финляндии, Православие в Латинской Америке и другие.
В указатель включены работы, которые были изданы на русском языке в России и за рубежом в 1918-2006 гг., и отдельные работы, опубликованные ранее 1918 г., а также краткий список публикаций на иностранных языках(36).
Основным критерием отбора первичных документов для включения в указатель была степень полноты отражения в них истории российского православного зарубежья, в первую очередь в ХХ в. В центре внимания составителя находились публикации, посвященные Русской Православной Церкви за границей, Американской Православной Церкви, Архиепископии приходов русской православной традиции в Западной Европе, Китайской, Японской, Польской и другим Православным Церквям.
В указатель не вошли изданные за рубежом на русском языке книги Священного писания, богослужебная, апологетическая, агиографическая, литургическая, катехизаторская и другая литература. Работы богословского содержания включены в указатель выборочно только в тех случаях, когда в них в той или иной мере отражались история российского православного зарубежья, русской богословской мысли в рассеянии, биографии и труды его главнейших деятелей(37).
В указателе используется валовая нумерация всех библиографических записей. При составлении указателя использовался комплексный способ группировки библиографических записей, что нашло свое отражение в классификационной схеме. Классификационная схема содержит упорядоченный перечень рубрик и подрубрик указателя. Внутри разделов материалы систематизированы в алфавитном порядке. В основу классификационной схемы указателя положен иерархический принцип. При её составлении было использовано несколько признаков, наиболее важными из которых являются юрисдикционный и географический. Библиографические записи, относящиеся к юрисдикциям (РПЦЗ, Американская Православная Церковь, Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе, Китайская Православная Церковь, Польская Православная Церковь, Финская Православная Церковь, Православная Церковь Японии), а также зарубежным экзархатам, епархиям, миссиям, приходам и другим учреждениям РПЦ Московского Патриархата, были выделены в самостоятельные разделы. С учетом географического признака классификации в самостоятельные разделы были выделены библиографические записи, отражающие историю российского православия в Австралии, Африке, Корее, Латинской Америке, Прибалтике, Украине, Урмии, на Афоне и Святой Земле. Использование одного из вышеуказанных признаков было невозможно из-за чересполосицы юрисдикций, часто имевшей место в тех или иных странах или регионах. В тех случаях, когда удавалось идентифицировать библиографическую запись как относящуюся к той или иной юрисдикции, использовался юрисдикционный признак классификации, в противном случае применялся географический. Отказ от юрисдикционного признака в пользу географического при составлении классификационной схемы, на наш взгляд, привел бы к значительному снижению информационного потенциала указателя и затруднил работу исследователей.
Первый раздел указателя, содержащий сведения о путеводителях, справочниках, указателях и обзорах, составлен по признаку степени аналитико-синтетической переработки информации. Внутри раздела библиографические записи систематизированы по типу издания.
При составлении указателя также использовался тематический признак классификации. В частности, в самостоятельные разделы были выделены библиографические записи, освещающие те или иные стороны деятельности РПЦ и других российских православных юрисдикций за рубежом. Среди тематических разделов указателя Русская Православная Церковь и экуменизм, Русское Студенческое Христианское Движение, Русское духовное образование и воспитание за рубежом, Русское богословие за рубежом, Правовое положение Русской Православной Церкви, Российское зарубежное церковное законодательство и право, Празднование 1000-летия Крещения Руси за рубежом и другие.
На всем протяжении существования феномена Русского зарубежья оно не только сохраняло многое из утерянного, запретного в Советском Союзе, но и оказывало заметное влияние на мировую культуру. По мнению П.Е. Ковалевского: Две силы сыграли крупную роль в деле создания и объединения Зарубежной России и оказались связующим звеном между нею и другими народами: Православная Церковь и Русская Культура. Церковь, обновленная на Соборе 1917 года включением в сферу своей работы мирян, была единственной организацией, сохранившей полностью, преемственно из России, власть и строй. Даже ее канонические разделения, будучи явлением очень тяжелым само по себе, способствовали во многом соревнованию в церковном строительстве и организации. Столкнувшись с русским рассеянием, западный мир познакомился с Православием, оценил его, а оно при соприкосновении с инославными элементами углубило свое самосознание(38). Именно значимость для российской культуры русского искусства за рубежом, особенно церковного, побудила, нас сформировать еще один важный тематический раздел указателя Церковное искусство за рубежом, включающий 556 библиографических записей. Данный раздел имеет подразделы Православное храмостроительство и церковная архитектура, Русский некрополь за рубежом, Иконописание, Церковное пение и духовная музыка. Наиболее информативным в этом разделе является подраздел Православное храмостроительство и церковная архитектура.
После крушения коммунистического режима в России начался процесс сближения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей, завершившийся историческим Актом 17 мая 2007 г. Но путь к взаимопониманию не был простым, сопровождался долгими переговорами, дискуссиями, также нашедшими свое отражение в новейших публикациях. Сведения о таких публикациях имеются в отдельном разделе указателя Возвращение Русской Православной Церкви за границей на Родину и дискуссия о восстановлении единства Русской Православной Церкви(39). Раздел указателя Персоналии содержит 2364 библиографические записи, то есть включает более 29 процентов библиографических записей указателя. В разделе Персоналии записи расположены по алфавиту персон, в пределах каждого персонального комплекса по алфавиту авторов. Сведения о белом духовенстве (священники, протоиереи, протопресвитеры, протодиаконы и диаконы) начинаются с фамилии, сведения о черном духовенстве с имени.
Следует отметить, что предложенная составителем классификационная схема имеет достаточно сложную иерархическую структуру и использует, как было показано выше, несколько признаков классификации материалов. На это пришлось пойти сознательно. Выбор в пользу какого-либо одного классификационного признака значительно уменьшил бы возможности для поиска. Количество разделов, рубрик и подрубрик было обусловлено темой указателя. Российское православие за рубежом имеет длительную историю. Оно очень многолико и многогранно как по своим составным частям, так и по направлениям деятельности и её аспектам. Отразить все это многообразие в простой классификационной схеме (хронологической, алфавитной, типологической и любой другой), на наш взгляд, невозможно. Именно поэтому при составлении указателя была выбрана достаточно сложная комплексная классификационная схема. При этом она не является умозрительной конструкцией составителя. Скорее наоборот: не составитель, а сам материал диктовал принципы своей организации.
Для удобства читателей после основной части издания помещены вспомогательные указатели (указатель авторов, редакторов, составителей и переводчиков; указатель персоналий; географический и хронологический указатели).
В указателе авторов, редакторов, составителей и переводчиков и в указателе персоналий сведения систематизированы по алфавиту. В указателе персоналий приводятся сведения о библиографических записях, посвященных той или персоналии. При этом наличие фамилии или имени того или иного лица в библиографическом описании не обязательно. Географический указатель составлен по иерархическому принципу: вершиной иерархии являются материки, затем идут части света, регионы и страны. Внутри каждого комплекса систематизация проведена по алфавиту: на верхнем уровне стран, далее городов и населенных пунктов.
Настоящий указатель является научно-вспомогательным и не претендует на полноту учтенных в нем материалов. Тем не менее, мы надеемся, что он будет полезен исследователям истории Православия и Русской Православной Церкви за пределами России.
Составитель благодарит своих друзей и коллег за помощь в подготовке данного издания. Профессор доктор философии Готтфрид Кратц оказывал постоянную помощь и поддержку на всем протяжении подготовки указателя. Особую благодарность составитель выражает кандидату богословия В.С. Русаку, предоставившему многие редкие издания по истории зарубежного православия. Без участия директора Института политического и военного анализа профессора А.А. Шаравина издание этой книги было бы невозможно. Большую помощь в подготовке издания оказали ценные рекомендации доктора исторических наук профессора В.И. Косика, исследователя православного зодчества за рубежом С.С. Левошко. Автор выражает признательность всем, кто содействовал выходу в свет настоящего издания.

Примечания

1. См. 2079-2277
2. См. 7030, 7032-7034, 7036, 7048-7050, 7054,7061-7062, 7077-7078, 7083, 7086-7087,7093-7096
3. См. 1659-1890
4. См. 555, 1660, 1697-1702, 4309-4311
5. Августин (Никитин), архимандрит. Россия и США. Обзор церковных связей / Под общей редакцией Г.М. Солдатова. Часть 2. Русская Америка. Социальные недуги и церковное попечение. А.П. Лопухин профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Миннеаполис: AARDM PRESS, 1991. С. 60-61
6. См. 6802-6819
7. См. 4702
8. См. 3326
9. Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900-1927. СПб.: Сатис. 2002. С. 407
10. См. 1357
11. См. 3109-3113
12. Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке. Обнинск, 2004. С. 239-240
13. См. 2095, 2116, 2211-2223
14. См. 2414
15. См. 143, 612-613, 1278-1279
16. См. 475
17. Пронин А.А. Историография российской эмиграции. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2000. С. 76-77
18. См. 1508-1518, 4441-4442, 4618-4620
19. Назаров М.В. Диалог РПЦЗ и МП: Соединение может быть только в Истине. К Всезарубежному Собору РПЦЗ. К Поместному Собору РПЦ МП. М.: Русская идея, 2004. С. 198
20. См. 103, 408, 1068-1069, 1320, 1472-1479
21. Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ века). М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000. С. 137
22. См. 2352
23. См. 2286-2291
24. См. 6258-6260
25. Сам. 2909
26. См. 2942, 2953-2954
27. См. 789, 913, 1652-1654, 1886, 2896, 4476-4487
28. Ковалевский П.Е. Революция. Русское рассеяние и культурное завоевание мира // Общество Икона в Париже Сост. Г.И. Вздорнов, З.Е. Залесская, О.В Лелекова. Т.2. М.: Прогресс-Традиция. 2002. С. 25
29. Граббе Г. Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д. Поспеловского "The Russian Church Under the Soviet Regime 1917-1982" // Граббе Г. (епископ) К истории русских церковных разделений. Джорданвиль.: Свято-Троицкий монастырь. 1992. С. 1-56
30. Алексеев В.И. О книге Дмитрия Поспеловского The Russian Church under the Soviet Regime, 1917-1982 // Русское Возрождение. Независимый русский православный национальный орган. 1985. 31. С. 187-195
31. См. 1-543
32. См. 153, 166
33. См. 175
34. Российское православное зарубежье: Систематическая библиография книг, брошюр и статей, вышедших на русском и иностранных языка в России и за рубежом в 1918-2004 гг. // Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М.: Институт политического и военного анализа, 2005. С. 335-620
35. Horst Roehling. A. V. Popov: Rossijskoe pravoslavnoe zarubz'e. Istorija i istocniki. S prilozeniem sistematiceskoj bibliografii. Moskva: IPVA, 2005, 619 S., ISBN 5-93349-034-2 (Materialy k istorii russkoj politiceskoj emigracii. Vyp. X) // ABDOS-Mitteilungen (Arbeitsgemeinschaft der Bibliotheken und Dokumentationsstellen der Ost-, OstmitteI- und Südosteuropaforschung e.V.) München: Verlag Otto Sagner. 2005. Nr. 2. S. 31-32; Гуревич А.Л. Новое исследование по истории российского православного зарубежья [Текст] // Экономика. Право. Политика. Безопасность. Научный журнал. 2005. 1-2. С. 285-287. Рец. на кн.: Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М.: ИПВА, 2005. 619 с.; Корнилов А.А. История российского православия за рубежом [Текст] // Библиография. 2005. 5 (340). С. 148-150. Рец. на кн.: Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М.: ИПВА, 2005. 619 с.; Косик В.И. Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. [Текст] Андрей Попов. - М.: ИПВА, 2005. 619 с. Рец.: Косик В.И. // Вестник ПСТГУ. Серия II. История Русской Православной Церкви. 2006. 4. С. 149-152; Меньковский В.И. Российское православие за рубежом: проблемы и решения [Текст] / Вячеслав Меньковский // Ab imperio. 2005. 4. С. 445-450. Рец. на кн: Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М.: ИПВА, 2005. 619 с. 36. См. 7795-8110
37. См. 4019-4212
38. Ковалевский П.Е., Указ соч. С. 24-25
39. См. 4539-4691

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования