Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> Отечественная история >> История Русской Православной Церкви
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

ДиссертацииРусская Православная Миссия в Китае

Научные статьиРусское религиозное искусство конца XIX - начала ХХ века и православные храмы в Русском Зарубежье

Обзорные статьиСерверы крупнейших организаций русской эмиграции в США

Научные статьиРоссия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы

Популярные статьиПотенциал влияния русского зарубежья на динамику российско-американских отношений

Популярные статьиМысли о 4-ом Всезарубежном Соборе

Научные статьиК истории Православной Церкви в Польше

Биографии ученыхЧужой среди своих: о церкви и её историке

Научные статьиРусская духовная миссия в Японии и ее кафедральный собор в Токио

Научные статьиНационально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева

Научные статьиМоров В. Г., Петербургский исход.

КнигиГде ты, моя Родина?: ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В КИТАЕ

КнигиГде ты, моя Родина?: В РОССИИ

Научные статьиПолянский С.М., Богословско-философские взгляды митрополита Никифора.

Научные статьиРоссия познаёт русское зарубежье

Научные статьиПоздеева И.В., Турилов А.А., Тетрати, печатаны в Казань.

Научные статьиПлигузов А.И., «Ответ кирилловских старцев»

Научные статьиГладкова О.В., Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твердислова, Ростовского юродивого»

КнигиСофронова Е.И. Где ты моя Родина?

Горно-Алтайск, расположеный на границе с Монголией и, казалось бы, далекий от традиционных Русская православная церковь: история, обращенная в настоящее и будущее
7.11.2006 15:47 | Русское Зарубежье
    Горно-Алтайск, расположеный на границе с Монголией и, казалось бы, далекий от традиционных центров церковной истории, превратился в последние годы в один из главных и авторитетных центров по изучению истории Русской Православной Церкви и православной миссии. Произошло это во многом благодаря ежегодно проходящем в этом городе международным Макарьевским чтениям, посвященных памяти святого преподобного Макария (Глухарева).
Горно-Алтайский государственный университет, который с помощью Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) публикует материалы научных конференций, связанные с историей Алтайской духовной миссии, с различными аспектами деятельности Русской православной церкви Московского Патриархата, православным зарубежьем, философскими и культурологическими исследованиями в христианства.
Первые Макарьевские чтения в память преподобного Макария (Глухарева), основателя Алтайской духовной миссии, состоялись 23 ноября 2002 г. по инициативе епископа Барнаульского и Алтайского Максима и проректора по научной работе университета В.Г. Бабина. В них приняли участие 25 человек. Среди участников С.С. Левошко (Санкт-Петербург), много внимания уделяющей в своих исследованиях храмостроительству, А.В. Попова (Москва) известный своими фундаментальными трудами по истории Российского православного зарубежья, и В.С. Русака (США), много пишущего по истории Русской православной церкви Московского Патриархата.
Интересы названных исследователей показывают, что поле Макарьевских чтений не ограничено ни регионально-территориальными рамками, ни темами. Хотя, конечно, центральное место все же отводится ученым Алтайского региона. Организаторский талант устроителей чтений, позволил привлечь исследователей со всей России, и сборники конференций стали своеобразным зерк5алом, в котором можно увидеть современные направления исследований по истории Церкви.
Во вторых Макарьевских чтениях участвовало уже 29 человек, из них треть докладчиков связали свои выступления с Алтаем, прежде всего с христианизацией населения, как например, Колоткин М.Н. выступил с докладом Христианизация алтайцев в XVIII веке.Эта тема будет проходить красной нитью для всех последующих чтений. Так, на третьей встрече одно из сообщений, а именно Гончаровой О. А., было посвящено Деятельности Алтайской духовной миссии по сохранению коренного этноса Горного Алтая.
Разнообразие сообщений на первых чтениях от Воспитания духовенством нравственного отношения населения к проблеме многодетности (Тамбовская епархия, XIX XX вв.) (Мареева Е. П., Щербинин П. П.) до Герой, Ангел или Миссия: Александр I как образ мира, (Вишленкова Е.А.) стало характерной чертой и для последующих конференций. На страницах чтений перемежаются сюжеты, связанные как с освещением событий, процессов в церковной и церковно-светской истории, так и с обрисовкой лиц, их деятельности в сфере служения Церкви, Отечеству в самые различные периоды истории нашей страны. Один пример: выступление Михайлова А.Ю. на тему Канонист Илья Степанович Бердников (1839-1915): университетский образ профессора Казанской Духовной академии.
В то же время большое внимание участниками чтений традиционно для таких собраний ученых уделяется культуре. На вторых чтениях можно было услышать доклады Сущностное выражение русской православной культуры в богопознании, богообщении и стяжании Святого Духа (Бондаренко Л. Ф.), Русская словесность X-XVII веков в оценке профессора Казанской духовной академии И.Я. Порфирьева (Макарова Н. И.), Скаски сибирских землепроходцев и русская духовная культура (Чирейкин М. К.), Традиции русской духовной культуры в языке летописной повести о походе Ивана III на Новгород в 1471 г. (Чирейкина О. Ю.).
На третьих чтениях уже приняло участие свыше 40 человек и сама тематика выступлений была значительно расширена от доклада Асочаковой В. Н. о крещении хакасов до интереснейшего сообщения Письма прадеда В. И. Ленина Д. И. Бланка Николаю I о создании условий для перехода еврейского населения России в православие (Штейн М. Г.). Богатство нашей удивительной истории позволило не только окунуться исследователям в день вчерашний, но и в нашу современность. Так, на третьих чтениях был сделан доклад Взаимоотношение священнослужителей и представителей власти (на примере парламента Российской Федерации) (Рымкевич Я. А.). Эта традиционная для мировой истории тема взаимоотношений на Макарьевских чтениях была представлена, в частности, в докладе Константинова Д. (о. Дмитрий) Церковный вопрос: взаимоотношение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей, в выступлении Звягина С. П. Участие профессоров юридического факультета Томского университета в диалоге между светским обществом и церковью в условиях революций и гражданской войны. То есть как всегда в выступлениях сочетались сюжеты, имеющие широкий диапазон и сравнительно узкий горизонт исследования, территориальный, временной, тематический. Как и ранее большое внимание участниками чтений уделялось христианству в его различных аспектах. Назову только некоторые доклады: О национально-патриотической сущности русской Православной культуры (Бондаренко Л. Ф.), Православно-христианское представление о терпении, как о важнейшей ценностной характеристике человека (Захаров П. Я.), Гармония бытия социальной памяти: литургия (Лойко О. Т.).
Уже давно в нашей исторической науке сохраняется устойчивый интерес к топономике. Поэтому хотелось бы отметить интереснейшее выступление Левошко С. С. Топонимические и архитектурные аспекты формирование культурного образа Дальнего Востока России в свете идеологемы "Москва-Третий Рим - Святая Русь". Вторая половина XIX начало ХХ века, которое поворачивает новой гранью эту богатейшую тему.
Материалы четвертых чтений включают в себя около 50 докладов и ни одного скучного, что говорит о высоком уровне выступлений. Разнообразие сюжетов при всей структурной заданности тем поражает. Есть как всегда и блоки. Так, одному из сложнейших вопросов, связанному с отношениями церкви и государства напрямую были посвящены такие доклады, как Политика советских властей по отношению к Русской православной церкви и повседневная жизнь в БССР в 1944-1953 гг. (Кашталян И. С.), Взаимоотношения церкви и государства в Дальневосточном регионе в послевоенный период (1945-1950 гг.) (Чурилина Т. И.), Православная церковь и упразднение греко-католической церкви в Западной Украине (российская историография проблемы) (Елисеев А. Б.), Государственно-церковные отношения в Липецкой области: оценка состояния и перспективы развития (Матвиенко В. А.), Программа вероисповедных реформ Министра внутренних дел князя П.Д. Святополк-Мирского (Бабин В. Г.), Взаимоотношения церкви и государства в 20 и начале 21 века (Карташова Л. А.), Церковь и государство характер взаимоотношений: история и современность (Лабузов А. В.), Разрушение системы богослужебных учреждений Горного Алтая в годы советской власти (Расова Н. В.), Взаимодействие церкви и государства в политике противостояния деструктивным культам в РФ (Хвастунова Ю. В.). Несколько меньший, но все равно внушительный блок выступлений связан с зарубежьем. Назову некоторые доклады: Русская Зарубежная Церковь на Родине (Русак В. С.), История русских зарубежных церковных разделений в ХХ веке (Попов А. В.), Отношения православных с инославными в миссионерской деятельности Архиепископа Японского Николая (Корнилов А. А.), Братство святой Софии и Богословский православный институт в Париже: история взаимоотношений в 1920-1940 годы (Лушина К. А.), Православная церковь в России в первой половине 1920-х гг. глазами эмигрантов (Урядова А. В.). Не могу не отметить и обращение докладчиков к музыке, пению, иконописи: Функции русской Православной музыки (Глазунова Л. И., Поддубная О. А.), О некоторых подходах к изучению церковно-певческой культуры региона (Калигойда Е. В.), Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске (Евтихиева И. А.),Томский иконописец Георгий Родионов (Станкеева С. Г.), Иконопись Галины Махринской (Гребенникова Н. С.).
У некоторых представителях исторической науки давно сложилось представление о том, что только на столичных конференциях можно услышать умную историю, глубокие и взвешенные выступления, интересные факты и гипотезы, все то, что отличает историю от краеведения, что совершенно невежественно и неумно. На основании своего личного опыта, замечу, что конференции, симпозиумы, круглые столы, проводимые на необъятных просторах нашей Родины, свидетельствуют о том, что они как раз полны нового для столичных историков, проводятся на высоком профессиональном уровне и полезны для всех участников в сфере установления контактов, связей, что только идет на пользу истории. Макарьевские чтения, собравшие любящих историю своей Родины малой или большой являют собой блестящее подтверждение полезности, необходимости в организации таких встреч, на которых можно услышать такие выступления, как О христианских корнях концепции прав человека (Пронин А. А.), Православие и русская идея (Просветов С. Ю.), Историко-философский анализ положения женщины в христианской традиции (Никифорова Е. Н.), Диалектическая взаимосвязь семьи и идеологии в русской философской традиции (Думнова Э. М.), Проблема собственности и нестяжания в православной концепции духовного самосовершенствования личности (Носов С. К.), Религиозно-философское содержание понятия терпение в творчестве Н.А. Бердяева (Захаров П. Я.), Историософия как реализация духовных установок русского православия (Бондаренко Л. Ф.), Страдание в восточной патристике (Дробышева И. В.).
В пятом выпуске Макарьевских чтений опубликовано около 50 сообщений. Немного цифр. Среди их авторов было 19 кандидатов наук, 9 докторов наук. География участников впечатляет: Абакан, Барнаул, Белгород, Бийск, Благовещенск, Владивосток, Горно-Алтайск, Казань, Магнитогорск, Минск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Тамбов, Троицк, Хабаровск, Челябинск.
Представлены доклады из Болгарии и США: Установление болгаро-советских дипломатических отношений (1934) и судьбы посольской церкви в Софии (Кьосева Цв.), О сергианстве и Русской Православной Церкви: взгляд из Америки (+Константинов Д.), Русская Православная Церковь за границей и Катакомбная церковь (Русак В. С.).
Как всегда активен был Тамбовский край 5 докладов, посвященных деятельности своего духовенству в XIX начале XX вв.
Большое внимание на чтениях уделялось современности. Здесь назову несколько докладов, тематика которых весьма актуальна. Это Религиозная ситуация в Татарстане: история и современность (Столярова Г. Р., Фазлиев А. М.), Православие как мировоззренческая основа межэтнических отношений русских и народов Севера Югры (Удалова И.В.), Проблемы секуляризации и воцерковления, как активных форм осмысления бытия в постсоветской России (Юшков К. М.), Развитие системы ценностных ориентаций у будущих педагогов (Манузина Е.Б.).
Содержательная гамма докладов позволяет говорить о многоцветье Макарьевских чтений, на которых можно услышать и доклад о Христианской символике в рукоделиях крестьянок Западной Сибири во второй половине (конец XIX начало XX в.) (Фурсова Ф. Е.) и доклад С совершенным уважением. Роман Верховской: русское храмостроительное зодчество за рубежом (Ульянкина Т. И.) и доклад Возможности богословско-аскетического подхода к построению системы православной апологетики (Здор В. А.).
Весьма актуально для наших дней сообщение Тема спасения России в трудах митрополита Нестора (Анисимова), подготовленное Косик О. В., автором-составителем фундаментального двухтомного труда Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) (М., 2005).
Обращение к прошлому и взгляд в настоящее во всей кажущейся пестроте сюжетов, спаянных на деле интересом к исследованию к своей непростой истории, характеризует Макарьевские чтения, уже сами ставшие неотъемлемой чертой той истории, которая обращена в настоящее, в будущее.
Можно лишь поблагодарить их организаторов и участников за их труды и усердие и ждать новых интересных докладов и публикаций.

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования