Левошко С.С. Архитектурная среда планеты Харбин. // Дальний Восток России-Северо-Восток
Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества: Материалы
международной научно-практической конференции. - Хабаровск. - 1998. - С. 204-209.
Архитектурная среда жизнедеятельности российской диаспоры в дальневосточном
зарубежье являлась одним из важнейших факторов сохранения ее русских культурных
традиций
на чужбине.
Иллюзия родного края, как пишет живой свидетель событий Харбина Елена Таскина,
создавалась из многих реалий быта и граней духовной жизни россиян, оказавшихся в
Китае
(Неизвестный Харбин,1994). И, несомненно, сама материально-пространственная среда
играла в этом созидательном процессе исключительную роль.
То значение, которое придавалось архитектурному облику зоны обустройства КВЖД,
а также чрезвычайно краткие сроки, в течение которых проектировались и осуществлялись
города, станции и их застройка, свидетельствуют об архитектурно-строительной деятельности
российских специалистов как одном из активнейших и важнейших направлений в структуре
занятости эмиграции в целом.
Всю духовную и материальную среду обитания россиян в Маньчжурии один из бывших
харбинцев сопоставил с образом Планеты, имя которой - Харбин. Планета Харбинъ как
средоточие
всего, что объединяло и способствовало сохранению национального облика, а не отдельный
конкретный город. Географическое положение неважно: сам ли Харбин, трехреченская
глубинка,
Хакэ, Дальний или даже Шанхай (Л.Чугуевский. Мы с одной планеты. Харбин.1993.4).
В этой формулировке важна фиксация некой отдельной субстанции Планеты, родившейся
в
особых условиях и развивающейся по своим законам.
Все, без исключения, очевидцы отмечали в свое время чрезвычайно богатое стилистическое
разнообразие Харбина. Оно являлось производной редкого многонационального конгломерата
города, с явным преобладанием российско-китайских поданных ( Н.А. Василенко. Русское
население в Маньчжурии( конец ХIХ- начало ХХ вв.).Во всей Восточной Азии в начале
ХХ
в. Харбин занимал 2-е место после Шанхая по количеству проживающих в нем представителей
различных народов по некоторым данным до 35. Неизвестный нам автор в статье Город
архитектурных стилей в газете Время за 1943 год характеризует Харбин с точки зрения
архитектурного многообразия как самый интересный город во всем Китае. Поделив все
время
существования Харбина на три стилистических периода, автор характеризует первый
этап период официального строительства Харбина,1898-1916гг. - как эпоху модерна,
причем
в его европейской интерпретации, т.н. венского модерна. Второй этап, продолжившийся
по предложенной хронологии до 1930-ых гг., являл собой возрождение классицизма и
ренессанса.
В эти годы в Харбин приехало много архитекторов-беженцев из России, которые, не будучи
ограничены в своей творческой работе, украсили Харбин его теперешним разнообразием
стилей, включая и магометанский, мавританский, ближневосточный, китайский и т.д.,
- пишет автор. Третий этап после 1932 г. - был отмечен появлением многочисленных
построек
в конструктивистском стиле, который, по свидетельству журналиста, в1940-е годы был
наиболее популярным. Автор статьи, в унисон многочисленным мемуарным высказываниям
его
современников, выделял православные культовые сооружения в общем типологическом
ряду застройки: многочисленные русские церкви в Харбине являются ярким примером
русской
церковной архитектуры, особо придававшие городам русский облик. А разнообразие объемно-пространственных
композиций и художественного оформления церквей, храмов, часовен
позволило ему выделить несколько условных стилистических направлений традиционно-национальной
архитектуры: так называемые древневологодский, псковский, шатровый, византийский,
владимирский стили и стиль средней полосы России. Ясно, автор статьи не являлся
профессиональным архитектурным критиком, но, несомненно, и то, что дух архитектурной
среды Планеты Харбинъ он передал не только образно, но и объективно.
В традициях русской архитектурной культуры конца ХIХ - начала ХХ вв. возводились
не только культовые сооружения, но и самые разнообразные здания: жилые дома и больницы,
вокзалы и гостиницы, административные и торговые здания. Так, например, торговый
дом Чурина и Ко, являющийся для горожан не просто магазином, а зеркалом всей городской
жизни Харбина, по своей архитектуре был типичным образцом общественного здания российского
губернского города руб. ХIХ-ХХ вв.
Район Пристани, в свою очередь, имел колорит североевропейской архитектуры,
Елена Таскина, например, находит его схожим с привокзальными райономи Риги. В мемуарном
романе
Кувшин из раскопа Лариса Кравченко вспоминает улицу Китайскую - главную торговую
улицу Пристани - как некое подобие Кузнецкого Моста в Москве или Петербургского Невского
в уменьшенном масштабе. В вышеуказанной статье о Харбине Город архитектурных стилей
выделены такие, условно говоря, стили как стиль Людовика ХIV, шведский замковый,
что свидетельствует о существовании в архитектурном облике застройки ретроспективизма
и в духе западно- и североевропейской архитектуры.
Большой проспект в Новом Городе являлся одним из главнейших символов Харбина,
и представлял, по выражению Ларисы Кравченко, его кавэжэдэвское лицо, Одно перечисление
культовых сооружений и мемориальных комплексов Большого проспекта говорит о многом
как в архитектурном отношении, так и о духовно-религиозной жизни мультинационального
города:
Свято-Николаевский кафедральный собор, японский синтоистский храм, Старое православное
кладбище с Покровской церковью, квартал лютеранской кирхи, квартал католического
костела,
конвента Святой Урсулы, буддийский храм и китайское кладбище с пагодой-памятником,
Успенское или Новое кладбище, еврейское кладбище.
Таким образом, естественно историческое сочетание самых различных в стилистическом
отношении зданий и сооружений в одном архитектурном городском фасаде является главной
чертой архитектурной среды русского Харбина.
Архитектурные новации России на КВЖД по-разному проявились в двух сферах архитектурной
деятельности: так называемой объемной и градостроительной. В объемной архитектуре
они выразились прежде всего в формировании методов синтезирования русских и китайских
архитектурно-строительных традиций. Градостроительные новации выразились в разработке
новых методов, соответствующих общему руслу архитектурно-градостроительных поисков
и идей европейской России. Конкретная реализация этих методов на малоосвоенных землях
дальневосточного зарубежья имела свои неповторимые особенности.
Архитектурно-планировочная структура Харбина к 1915 году представляла собой совокупность
отдельных районов, поселений, городков, постепенно сросшихся в ходе исторического
развития: Старый Харбин (первое местоположение русских на территории будущего Харбина),
Новый Город или Новый Харбин (административный район), Пристань (коммерческий район),
район Модягоу; поселки Мостовой (профессиональный), Алексеевка (военный), и др.,
китайский район Фу-дзя-дянь и др.; городки: сунгарийский, атаманный, корпусный, госпитальный,
московские казармы и др.
Генеральный план Нового Харбина 1904 года (территория, заключенная между речкой
Модягоу и ж/д направлением ДальнийМаньчжурия) представляет собой регулярную планировочную
структуру, частью радиально-кольцевую, частью прямоугольную с развитой, композиционно
оформленной системой площадей, бульваров, открытых зеленых пространств. Территория,
в пределах которой был разработан план, поделена на три части: западную (слева от
ж/д направления на пограничный Владивосток), центральную (единственно реализованную
в натуре
и сохранившуюся по большей части до сих пор) и восточную. Центральная и западная
части запроектированны как единое композиционное целое. Планировочная структура
западной
зоны Нового Харбина композиционно полностью подчинена природному очертанию речки
Модягоу, а центральной зоны очертанию ранее проложенной ж/д.
Генеральный план Нового Харбина отразил как традиционные для России классицистические
методы, так и новые методы градостроительного проектирования, характерные для рубежа
ХIХ-ХХ вв. Центричное размещение крупных общественных зданий на площадях, ориентированных
на главную плвнировочную ось Нового Харбина, симметричность объемно-планировочных
решений зданий и сооружений, значимых для пространственной структуры города; регулярная
планировка всех зеленых пространств; многократное применение приема трехлучья улиц,
сквозные планировочные оси и т.д. традиционные методы прошедшей эпохи классицизма.
Тонкий учет природных планировочных границ, многочисленность открытых зеленых общественных
пространств, разнообразие приемов планировки кварталов и размещения рядовой застройки
и т.д. свидетельствуют о творческом подходе авторов проекта генерального плана
проблемам
преемственности архитектурных традиций России в дальневосточном зарубежье.
Таким образом, особые условия Планеты Харбинъ это условия инокультурного мира,
которые обусловили, с одной стороны, необходимость сохранения своих культурных (в
данном
случае, архитектурных) традиций, а с другой - способствовали активному созиданию
и развитию новых культурных традиций.