Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Биология >> Теория эволюции | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Концепция естественной теологии в биологических работах Джона Рея

Дмитрий Соколов

В начало...


Работа "The Wisdom of God " имела большое влияние на научную мысль XVII века. Об этом свидетельствует тот факт, что она была переиздана при жизни автора три раза, после первой публикации, а в дальнейшем до 1735 года издавалась еще семь раз, в 1827 году вышло издание в собрании Английской классики (Doves English Classics). Эту работу Райвен называет предтечей "происхождения видов" Ч. Дарвина (Raven C., 1942). Рей ставит основной задачей изучения живой природы не классификацию ее представителей, а выяснение проблем формы и функции, адаптацию к окружающей среде, а также этологические проблемы. Сравнительная анатомия, физиология и поведение живых существ, всегда были объектом пристального внимания этого ученого. И если он достиг больших успехов в классификации, то это ни сколько не умоляет его общетеоретических выводов, которые оставались, не востребованы современниками только лишь из-за общего направления классификационной парадигмы классической эпистемы. "Мудрость Бога" не только биологическая работа. Скорее это общетеоретический труд, обобщающий существующие концепции современного Рею естествознания. Здесь рассмотрен разнообразный круг вопросов: от природы атомов и влияния Луны на приливы, до формы пчелиных ячеек, движения птиц и рыб, структуры глаза и роста зародыша в организме матери. Таким образом, Рей делает попытку выведения универсальных законов, движущих Вселенной в рамках ее плана и цели. Вопросы астрономии, геологии, географии, Естественной Истории в целом, и ботаники и зоологии в частности, рассматриваются им в едином плане. Такой подход не был характерен для его предшественников. Рей был истинно верующим человеком полностью принимавший Библию. Однако его вера не была простым следованием, существующим догматам. Своей главной целью он видел понимание образа мышления Господа, познание смысла и целей Творения. Причем в своих исследованиях он опирался не только на теоретизирование с помощью собственных умозаключений и сведений, полученных из работ предшественников, но и на эксперимент и наблюдение живой природы. Рей безоговорочно принимает акт творения, но он не приписывает ему причину всех природных явлений. Он признает организующую жизненную силу природы (vital principe) в соответствии, с которой организмы развивались и возникли в современном для нас виде. Этот взгляд берет свое начало со времен Платона, развиваясь в работах Стоиков и Клемента Августинского. С достаточно большой натяжкой это понятие можно считать аналогичным Бергсоновской Elan Vital. Замечая в своей работе " сегменты и черенки некоторых растений, нет, даже кусочки и мельчайшие фрагменты их стволов, веток или корней, будут расти, и сами станут отличными растениями" (цитата по Raven C., 1942, с. ), Рей как бы намечает рамки дискуссии о преформизме и эпигенезе, развитой после появления работ Г. Дриша, спустя почти два века. Им был дан сильный импульс научному прогрессу, привлечен взгляд ученых к таким проблемам как цельность природы, соотношение формы и функции, к необъяснимым феноменам.

Все земные тела Рей подразделяет на одушевленные и неодушевленные, к первым он относит элементы, метеоры и окаменелости, вторые подразделяются на четыре порядка: звери, птицы, рыбы и насекомые. Говоря о живых существах, Рей опирается на учение об экономике природы: птицы, будучи более совершенными, нежели рыбы, менее многочисленны, растений, по этой же причине, больше чем животных. Понятие "вид", употребляется Реем в строго научном смысле. Приводя пример видового разнообразия собак. Он относит их к одному виду, так как свободно скрещиваются во многих поколениях и их широкое разнообразие представляет собой не разные виды, а многочисленные породы. Отклонение от правила "экономики природы", наблюдается по Рею у насекомых, которые по его словам, по количеству видов могут соперничать с растениями, (Рей указывает на 10000 видов). Видовое разнообразие живого наводит Рея на мысль о том, что "если количество существ так крайне велико, то какой великой, нет - неизмеримой, должна быть сила и мудрость того, кто создал их всех!" (Ray J, 1717, p.25). Поражает стройность аргументов Рея в пользу взглядов о бесконечной мудрости Создателя. С помощью перьев птицы могут летать, однако, этим всемогущий творец не ограничивается, демонстрируя взору ту же способность живых существ без перьевого покрова, у двух видов рыб, одного вида ящерицы и летучих мышей, а также многих отрядах насекомых. Биологические знания Рея не могут не удивлять, например, он совершенно верно говорит о китообразных, как о "морских зверях", отличающихся от сухопутных, только отсутствием ног.

Рей критикует механистические теории создания живого мира. К таковым он относит гипотезу Аристотеля, согласно которому мир подвергается бесконечному числу генераций, автономных и самопроизвольных, без участия кого-либо и не кем не созданных. " Аристотель не отрицает Бога как причины, создавшей мир, а только утверждает, что Он сотворил его из вечности, сделав себя его требуемой причиной с помощью своей эманации, подобно свету, излучаемому Солнцем" (Ray J, 1717, p.31). Рей также рассматривает воззрения Эпикура о двух автономных принципах: пространства и материи. По его мнению, оба эти принципа бесконечны во времени и протяженности. Рей склонялся к мысли, что количество мельчайших частиц материи первоначально разделено и зафиксировано.

Следующая цитата характеризует оценку Реем человеческих способностей познания природы: " наши глаза и чувства, как бы ни были вооружены и подкреплены, слишком грубы для того, чтобы различить сложность работы природы или мельчайших ее механизмов, с помощью которых она действует и из чьих тел она состоит" (Ray J, 1717, р. 57). Эта мысль не мешает ему делать точные наблюдения и точно аргументировать свои выводы, составленные на их основании. Логический ум Рея опирается на стройную систему доказательств, когда он отвергает бытующие небылицы о созданиях природы. Описывая водные растений о говорит об их плоской форме ( на манер веера),отсюда и отсутствие у них ветвей, торчащих во все стороны. Природа предусмотрела с помощью такой формы листьев способность этих растений препятствовать действию тока воды. Если бы ветви были расположены вокруг растений, то их бы швыряло взад и вперед при каждом приливе и отливе. Поэтому мнение о растениях растущих и плодоносящих на морском дне вызывает у него большие сомнения. Далее Рей развивает свою мысль, говоря о том, что на больших глубинах растений не может быть вследствие холодного дна и отсутствия воздуха, не способного проникать сквозь толщу воды.

Не имея возможности подробно разбирать все содержание этой монументальной работы Джона Рея, остановимся на основных моментах, касающихся растительного царства. Говоря о представительствах этого царства, Рей останавливается на следующих вопросах: отношение растений к различным средам обитания, их строении, движении соков и т. д. Он отмечает, что виды, будучи перенесенными, в почву, где они никогда не произрастали, имеют ту же форму и цвет плодов и семян, что и их дикие сородичи. Удивительны замечания Рея о том, что гораздо позднее было названо "нормой реакции". "Никаким культивированием или искусством вы не сможете вытянуть укроп до статуса и высоты дуба"(Ray J, 1717, p.102). Мы видим протест Рея против механистического объяснения живой природы: " Как можем мы представить себе. Что законы движения определяют расположение листьев, которые растут попарно или чередуясь, или окружая стебель, а цветы растут поодиночке или пучками, появляются на листьях и ветках или на концах ветвей и стеблей" (Ray J, 1717, p.102). Он объясняет это разумной "plastick Nature", которая регулирует все отправления растений. Рей был хорошо знаком с анатомическим строением растений, он различает сокопроводящие и воздухоносные сосуды растений. Мысль об аналогии проводящих сосудов растений с сосудами животных вызывает у него обоснованное сомнение. Рей также затрагивает морфологические вопросы, говоря о замечательных геометрических формах к которым стремится природа, приводя примеры форм плодов, цветков, листьев и семян. Обсуждение биологических вопросов чередуется в тексте с цитатами из Библии, но они так органично вписываются в общий ход научного изложения, что кажутся в нем более чем уместными. Говоря про блеск и красоту цветов, описывая их значение для защиты нежных зачатков плода, Рей упоминает слова Спасителя о цветках полевых лилий (по его мнению, это тюльпаны) в коих "вся слава Соломона не могла встать в ряд с одним из них" (цитата по Ray J, 1717, p.107). В каждом уникальном свойстве природы ему видится замысел Творца, будь это хохлатка семени, способствующая его распространению ветром, или наличие в семени зародыша. Казалось бы, Рей должен бы был принимать учение о сигнатурах, как "печати Бога" на растениях, отражающих их предназначение. Но отнюдь нет, здравый смысл не позволяет ему согласиться с положениями этого учения, и поэтому мы читаем: "Природа не ставила специальных меток, обозначающих какие-либо добродетели или качества, как хотят представить некоторые. Я имею серьезные основания отрицать это и не нахожу причин менять мое мнение" (Ray J, 1717, p.114).

Не оставлены без внимания в трактате Рея многие экологические вопросы. В частности, он говорит о специфичности питания гусениц, которые предпочитают только определенные виды растений, и погибли бы, если бы яйца, откладываемые бабочками, были прикреплены к стеблям растений непригодных для питания. Фактически он предвосхищает, введенное много позднее, понятие об экологических нишах. Он также рассматривает вопросы действия среды на развития цветков растений: "Рей в общем приписывает различиям климата почвы и питания или же случаю и другим неизвестным причинам, тот факт, что из семян простых цветков, между многочисленными простыми же, иной раз получаются и махровые; садовники добиваются того же искусственным путем и рекомендуют для этой цели особый способ посева, частую пересадку, прививку и т. д." (Камерариус Р.Я.. 1940, с. 223)

Научная корректность Рея не раз проявляется в его трактате, он постоянно снабжает мысли, взятые из работ других авторов, подробными ссылками. Причем наряду с известными авторитетами: Плинием, Цицероном, Декартом, мы можем прочесть о малозначительных исследователях и просто его друзьях. Например, говоря о развитии задних ног зайца, спасающих его от преследования хищниками, Рей с благодарностью отзывается о своем друге Джоне Орби (John Abrbey), который одолжил ему бумаги, содержащие старинный диалог Джулиан Барнс (Julan Barns) по этому вопросу.

Продуктивность "естественной теологии" иллюстрируется также и палеонтологическими выводами Рея. В отличие от большинства своих современников, которые считали ископаемые останки живых существ "игрой природы" или порождением "нечистых сил", для искушения человека, он правильно сделал вывод, что все эти живые существа когда-то населяли землю. Однако Рей не хотел принимать, что Бог допустил вымирание, когда-то им созданных живых существ. По его мнению, эти существа еще населяют Землю в тех уголках, которые недоступны изучению человеком. Была также предложена оригинальная теория, согласно которой Земля первоначально покрыта лишь океаном, населенным живыми организмами, затем вышедшими на сушу, так как дно океана было поднято в результате землетрясений. Некоторые ископаемые, по его мнению, были сформированы во время Библейского потопа, когда некоторые морские организмы были смыты водой в глубокие трещины земли. Рей отвергал теорию происхождения ископаемых растений из камней. Уэльсский натуралист Edmund Lhwyd (1660-1709) прислал ему несколько образцов окаменевших растений, высказав подобную точку зрения. Однако Рей не был согласен с ним, справедливо считая, что эти растения когда-то были живыми и существовали на Земле. Концепция Рея об ископаемых остатках стала значительным продвижением вперед среди других теорий его времени. Он также высказывал пророческую мысль, что по ископаемым остаткам можно определить возраст земли. Неутомимый экспериментатор Рей изобрел метод исследования окаменелостей посредством отделения их от породы с помощью огня и помещения в холодную воду, за счет чего обеспечивалась лучшая сохранность исследуемых ископаемых животных и растений.

Палеонтологические взгляды Джона Рея были развиты Кювье в работе "Rе.cherches sur les ossemens fossils", с издания которой были положены основы новой науку, которую мы знаем как палеонтологию. В отличие от Ламарка и Дарвина, Кювье не признавал идею эволюции, полагая, что все виды были сотворены один раз, но некоторые из них в дальнейшем подверглись вымиранию.

"Естественная теология" побуждала Рея использовать классификацию растений для изучения их физиологии и морфологии. Некоторые авторы называют Джона Рея основоположником физиологии растений (Morton A.G.). В первой книге "Historia plantarum" он собрал большой объем фактического материала по физиологии цветковых растений. Через пятнадцать лет в "The Wisdom of God ." он сравнивает рост растений с ростом животных, говорит об "увеличении сущности" у растений, ставя чисто физиологические вопросы. Им подробно рассмотрены вопросы движения у Mimosa pudica, "отход ко сну" клевера и закрытие многих цветов с наступлением ночи, или при наступлении похолодания. Рей описывает основную природу испарения в листьях, делает попытку объяснения постоянства формы листьев. Круг рассматриваемых им физиологических вопросов довольно широк : питание растений, движение соков и т. п.

Рей считал разум лучшим инструментом в науке и религии. Его "The Wisdom of God " служит лучшим подтверждением продуктивности его научного метода. Рей навсегда отходит от задачи чистой классификации, пытается научно интерпретировать физические и физиологические процессы, изучает проблемы формы и функции, наблюдает поведение, инстинкты и пытается научно доказать проявление разума Творца во всяком явлении живой и неживой природы.

В конце своей жизни Рей занимался изучением насекомых, тщательно классифицируя и препарируя их представителей. Работа по насекомым была опубликована только после его смерти. "Она комбинировала Аристотеля с Сваммердамом и подготавливала путь для Линнея" (Singer C, 1931), здесь также проявился основной принцип Рея (к сожалению, не воспроизведенный в достаточной степени Линнеем): размышление над соотношением формы и функции в строении живых организм. Именно этот принцип в дальнейшем лег в основу последующей "эволюционной" биологии. Но если Рей видел его объяснение с позиций "естественной теологии", то дарвиновская биология предложила иное объяснение, сведя все разнообразие жизни только лишь к результату действия естественного отбора в угоду адаптации к внешней среде.

Вклад Джона Рея в исследование растений не остался неотмеченным. Род Rajania (Janraria или Dioscoreaceae) был назван в его честь. Он не забыт на своей родине и в настоящее время на Британских островах его часто называют отцом Английского Естествознания. В 1844 году было основано общество его имени, основной целью которого было изучение ботаники и зоологии с точки зрения христианских традиций. Теологические работы Рея "The Wisdom of God Manifested in the Works of the Creation" и "Three Physico-Theological Discourses" (1693) призывающие к познанию творений Бога в природе находят отклик и в конце ХХ, начале XXI-го столетия. В 1986 году в рамках празднования 300-летнего юбилея Джона Рея, "Отца английской ботаники", был основан мемориальный сад его имени, он является частью Бокингского Публичного Сада. В 1997 году была основана инициативная группа, носящая имя Джона Рея (JRI). Это образовательная благотворительная организация, объединившая научные и христианские взгляды на состояние окружающей среды. Ее создание вызвано обеспокоенностью, связанной с глобальным экологическим кризисом, и в ее основную задачу входит попытка разработки стратегии устойчивого развития человеческого общества и управления окружающей средой. Миссия JRI заключается в выдвижении проекта управления окружающей средой в соответствии с христианскими принципами и мудром использовании достижений науки и техники.

Литература:

1. Боннье Г. Растительный мир, М.: 1909 - 321с.

2. Вейсманн А. Лекции по эволюционной теории. Петроград.: Изд. Девриена, 1918 - 357с.

3. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.; Прогресс Традиция ABF, 1999 - 639с.

4. Камерариус Р.Я. О поле у растений // в кн. Кельрейтер. Учение о поле и гибридизации растений. М.- Л.: ОГИЗ-Сельхозгиз, 1940 - С.215 -245.

5. Комаров В. Л. Учение о виде у растений. М-Л.: АНСССР, 1944 - 244 с.

6. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина - М.: ГУПИ МП РСФСР, в 2-х т., 1960, т.1 - 478с.

7. Савин А.Н. Лекции по истории английской революциию М.: Крафт+, 2000 - 535с.

8. Gilmour J. British Botanist. London: Adprint Limited. 1944 - 48p.

9. Hawks E. Pioneers of plants study. New York: Macmillan company, 1928 - 275p.

10. Morton A. G. History of Botanical Science. London: Academic press, 1981 - 474p.

11. Ray J. "The Wisdom of God Manifested in the Works of the Creation", London.: Printed by R. Harbin, for William Innys, at the Prince's-Arms in St Paul's Church Yard . 1717.

12. Rawen C. John Ray naturalist. His Life and works. Cambridge: University press,

13. 1942 - 502c.

14. Singer C. A short history of biology. Oxford: At the clarendon press, 1931 - 571p.


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования