Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> Отечественная история >> История Русской Православной Церкви | Научные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
Православные храмы Европы Православное храмоздание Императорской России в Европе
6.08.2002 19:00 | Русское Зарубежье
     Тальберг Н. Православное храмоздание Императорской России в Европе. (Исторический очерк) // Православный путь. Церковно-богословско-философский ежегодник. Приложение к журналу Православная Русь. 1958. С. 137-163

Впервые в XVII в. русское Православие делается более известным европейским народам. В их землях постепенно вырастают диковинные храмы, оглашаемые своеобразным пением, появляются священники, столь по виду отличные от местных. С 19 в. число русских церквей увеличивается все больше. Естественным путем прокладывает себе путь в Европе это своеобразное русское миссионерство.
В силу различных обстоятельств возникали русские храмы. Наши великие княжны, выходя замуж за европейских королевичей и принцев, отеческой веры не меняли, имея при себе духовников и созидая свои храмы. Дипломатические представители Русского государства, ширившегося и приобретавшего все большее международное значение, так же нуждались в удовлетворении своих религиозных потребностей. С усилением посещаемости русскими для лечения и отдохновения курортов и живописных мест Европы, возникала необходимость иметь там православные церкви.
Посильное изложение истории возникновения всех этих храмов в Европе и является задачей данного очерка. Главными источниками для такового послужили замечательные книги протоиерея Алексея Петровича Мальцева: Братский Ежегодник. Православные Церкви и Русские учреждения заграницею. Петроград 1906 г. и Берлинский Братский Временник. Православные Церкви и Русские учреждения за границею. Берлин. 1911. Обе книги изданы Св. Князь-Владимирским Братством, творцом и душой которого был настоятель берлинской посольской церкви, прот. А. Мальцев, почетный член четырех Русских Духовных Академий.
Младшая дочь императора Павла I, Анна, род. в 1795 г., в 1816 г. вышла замуж за Вильгельма, наследного принца Нидерландского. По прибытии в Гаагу она позаботилась об устройстве в своем дворце православной церкви. Во время её пребывания с супругом в Брюсселе, в тамошнем дворце была устроена св. Владимирская церковь. Храм был закрыт после июльской революции 1830 года, когда образовалось самостоятельное бельгийское королевство. После отказа короля Вильгельма в 1840 г. от престола, на него вступил супруг великой княгини Анны Павловны, Вильгельм II, и церковь в Гааге переведена была в королевский дворец. По кончине последнего в 1849 году и воцарении сына Вильгельма III, королева-мать поселилась в приобретенном ею Бейтенрустском дворце в Рюстенбургском имении. Церковь была перенесена в смежный с дворцом дом на углу Зигевенингше Вег и Анна Павловна Стаат. После смерти королевы в 1865 г. имение это наследовала дочь покойной, вел. герцогиня София Саксен-Веймарская. Возбуждался вопрос о закрытии придворной церкви, но на это не согласилась новая владелица. Храм в 1866 г. был перечислен из придворного ведомства в ведомство министерства иностр. дел и значился при Императорской Российской миссии в Гааге. После отделения Бельгии существовала еще церковь в Сузтдейке, летней резиденции королевы. Она перестала существовать после кончины королевы Анны Павловны.
В Горсенсе (Ютландия) существовала придворная церковь и священник. Там пребывала принцесса Екатерина Антоновна Брауншвейг-Люнебургская, правнучка царя Иоанна V Алексеевича. Она родилась в Санкт-Петербурге за несколько дней до свержения в 1741 г. с престола её брата, императора Иоанна VI, с 1742 по 1780 гг. прожила с родными в Холмогорах и была отпущена императрицей Екатериной II в Горсенс, получая от русского правительства 8.000 руб. в год. Скончалась она в 1807 г., последней из всей семьи. Верность православию сохранила.
В Веймаре (Саксен-Веймар и Сакс-Альтенбург) существовали две церкви: домовая на Аккерванд 25 и надгробная за городом, на протестантском кладбище. Обе церкви во имя св. Марии Магдалины. Первая сооружена была в 1804 г. вел. княгиней Марией Павловной, гросс-герцогиней Веймарской и Эйзенахской, дочерью императора Павла, и была придворной церковью, помещавшейся во дворце, а в летнее время в особом здании на Аккерванд 25. После кончины вел. княгини в 1859 г. церковь эта стала храмом Императорской Росс. Миссии в Веймаре. Надгробная церковь сооружена в 1862 г. сыном покойной, вел. герцогом Карлом-Александром рядом с протестантской церковью (стена-о-стену). Внизу имеется один общий склеп для членов правящего Саксен-Веймарскаго дома. Православный храм в византийском СТИЛЕ с пятью позлащенными главами.
В Русском Архиве (1900 г.) печатались записки М.С. Сабининой, дочери прот. Стефана Сабинина, духовника вел. княгини. Она указывает, что имп. Николай I, навещавший сестру, подарил о. Стефану наперсный крест, с которым государь путешествовал 14 лет. Она же в 1849 г. отмечает: 11 марта была панихида по имп. Павлу I. Это была единственная служба, на которой наша вел. кн. всегда желала быть одна. В этот день она приезжала со своей старой камерфрау, и больше никто не присутствовал на богослужении. Причины смерти имп. Павла держались в страшной тайне.
Храм во имя Равноапост. Марии Магдалины воздвигнуть был на личные средства императора Николая II в Дармштадте, в Гессене. Великое герцогство Гессен-Дармштадтское дало царствующему дому глубоко верующих императриц Марию Александровну, супругу имп. Александра II, и Александру Федоровну, умерщвленную большевиками в Екатеринбурге. Храм, освященный в 1899 г., в присутствии Их Величеств, сооружен в стиле старинных ярославских церквей, со звонницею и с тремя золочеными главами. Построен он по проекту академика Л.Н. Бенуа. Резной из дуба иконостас, с иконами проф. Неффа, и плащаница принесены в дар храму вел. кн. Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской. Ранее они находились в ее домовой церкви в Лондоне.
Во время пребывания Их Величеств в Дармштадте богослужения совершались придворным духовенством. В 1904 г. Государь передал храм в ведение Мин. Иностр. Дел, и богослужения в нем время от времени совершались причтом Висбаденской церкви.
В поселке Ирем, в двух милях от Будапешта, имается храм во имя св. муч. царицы Александры с приделом св. прав. Иосифа, над гробом вел. кн. Александры Павловны, супруги палатина венгерского Иосифа. Трагично прошла недолгая жизнь старшей внучки императрицы Екатерины II Великой, род. в 1783 г. В 1793 г. должна была состояться ее помолвка с шведским королем Густавом IV, с этой целью прибывшим в Петербург. В последний же момент, когда во дворце собрались приглашенные для празднования этого события, король решительно отверг условие императрицы о сохранении вел. княжной Православия. Брак расстроился. В 1799 г. вел. княжна, оставаясь православной, вышла замуж за эрцгерцога австрийского, палатина венгерского Иосифа. Австрийская императрица и упорные католики при дворе весьма недоброжелательно относились к юной православной эрц-герцогине. Ожидая рождение ребенка, она, в скверных условиях, совершила переезд из Вены в Будапешт. Графиня Блудова, со слов приближенной к вел. княгине дамы, писала: За ней был такой плохой уход, что она умерла одна, без сиделки, и когда вошли в ее комнату, нашли ее мертвой, с рукой на колокольчике, которым ей не достало сил позвонить. Храм построен эрц-герцогом Иосифом в 1802 г. из камня местной породы и представляет собой удлиненный куб, увенчанный крестом, находящимся как бы поверх надгробного памятника. В 1883 г. к столетию рождения вел. княгини Александры Павловны пожертвован был императором Александром III новый иконостас, церковное облачение и утварь. Гроб вел. княгини стоит в подвальном этаже церкви.
В Карлсруэ (Баден) с 1865 г. существовала придворная православная Крестовоздвиженская церковь, помещавшаяся во дворце герцога Баденскаго Вильгельма и супруги его, вел. кн. Марии Максимилиановны, дочери вел. кн. Марии Николаевны.
Старшая дочь императора Петра I Великого и имп. Екатерины I, Анна, род. в 1708 г., была с 1725 г. в замужестве с Карлом-Фридрихом, герцогом Голштин-Готторпским. Император Петр III (1728-62) был их сыном. Герцогиня Анна Петровна, проживая в Голштинии, посещала г. Киль, входивший тогда в состав датских владений. В Киле имелась придворная церковь во имя св. великомуч. Варвары. Скончалась вел. княгиня в 1728 г. в Киле. Богослужения в храме совершались до 1799 г. Указом императора Павла I храм был упразднен, церковные принадлежности отправлены были вел. княгине Елене Павловне, принцессе Мекленбург-Шверинской. Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III, была дочерью датского короля Христиана IX. 29 авг. 1883 г., в присутствии Государя, Государыни, Наследника Цесаревича Николая Александровича, вел. князей Георгия и Михаила, вел. кн. Ксении Александровны, короля Христиана IX и королевы Эллинов Ольги Константиновны, супруги Георга, сына короля Христиана, совершено было в Копенгагене освящение церкви во имя св. вел. кн. Александра Невского. Сооружена она на месте, купленном русским правительством.
Дочь императора Александра II, Мария, род. в 1853 г., была с 1874 г. супругой Альфреда, принца Великобританского, герцога Эдинбургского. В Лондон вел. княгине была отправлена домовая церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского, которая первоначально была полковою гвардейскою во имя свят. Спиридония Тримифунтского, в день памяти которого родился 12 дек. 1777 г. император Александр I. Церковь, в качестве походной, сопровождала вел. кн. Марию Александровну на о. Мальту. место службы (в 1886-87 гг.) её супруга, и в путешествиях. По возвращению её в Лондон, для церкви выстроено было помещение, в виде небольшой пристройки к герцогскому дворцу, и в 1879 г. она освящена была духовником вел. княгини, иером., потом архимандритом Амфилохием (Лутовиновым), во имя Благовещения Божией Матери. Храм сооружен был иждивением вел. княгини, при участии её Родителей. С объявлением герцога Альфреда наследником Саксен-Кобург-Готского престола и с переездом герцогской четы в Кобург, церковь была перенесена в 1895 г. в Готу и освящена в 1895 г. во имя св. кн. Александра Невского. Иконостас лондонской церкви, как указывалось выше, был пожертвован вел. княгиней придворной церкви в Дармштадте. В 1905 г., с кончиной сына, а затем супруга вел. княгини, закрыта была и Готская церковь, а бывший в ней иконостас передан в Наугейм в устроенную там церковь во имя свят. Иннокентия Иркутского.
Старшая дочь императора Павла I, Елена, род. в 1784 г., с 1799 г. стала супругой Фридриха-Людвига, принца Мекленбург-Шверинскаго. В том же году, 20 дек., в Шверин был отправлен настоятель церкви в Берлине, священник Гавриил Данков. Высочайший указ от 5 июня 1800 г. гласил: Священнику Данкову, находящемуся ныне при любезнейшей дочери нашей, великой княгини Елене Павловны, наследной принцессе Мекленбургъ-Шверинской, повелеваем производить по 500 ефимков в месяц. В 1803 г. вел. кн. Елена Павловна скончалась. Пресвитер и духовник её, Гавриил Данков, в письме к государственному канцлеру, гр. Александру Романовичу Воронцову, писал: Его Светлость, по особенной своей любви и приверженности к блаженные памяти дражайшей супруге своей, усопшей великой княгинь Елене Павловне, положил намерение построить маленькую русскую церковь (в Людвиглюсте) для постановления в оной гробницы блаженной великой княгини и чтобы притом. ежегодно четыре раза в год совершаемо было в оной церкви поминовение по усопшей блаженной великой княгине. Согласие было дано, с условием священнодействия в новой церкви, согласно духовным обрядам, ежедневно первые шесть недель. В летней резиденции Людвигслюсте сооружено было двухэтажное здание в велико-герцогском парке в виде удлиненного четвероугольника, к которому пристроен особый мавзолей (подвергавшийся перестройке) для скончавшихся особ Мекленбург-Шверинского дома. В нижнем этаже помещены усыпальницы, во втором православная церковь во имя Апостолов Петра и Павла. Из русских великих княгинь в усыпальнице погребены тела Елены Павловны и Анастасии Михайловны, внучки императора Николая I, род. в I860 г., с 1879 г. супруги вел. герцога Фридриха-Франца III. Супруги их обеих погребены там же. В 1922 г. мне довелось быть в храме-усыпальнице. Совершалась панихида по скончавшейся незадолго перед этим на юге Франции вел. княгини Анастасии Михайловны, тело которой было перевезено в Людвигслюст. Сын покойной, вел. герцог, пожелал присутствия на богослужении русских представителей. Покойный член Гос. Совета, сенатор, шталмейстер Высочайшего Двора Александр Александр. Римский-Корсаков и я выехали в Людвигслюст, в качестве представителей Высшего Монархического Совета, и возложили венок на её гроб. Всенощную и литургию служили в храм свящ. Николай Бер (б. дипломат) и диакон Вдовенко. Пел небольшой хор под управлением Н.П. Афонскаго. На панихиде после литургии, совершенной в усыпальнице, у гроба с одной стороны стояли великий герцог с супругой, дочь покойной кронпринцесса прусская Цецилия, герцог Брауншвейгский с супругой Фредерикой, дочерью императора Вильгельма II. Против них, как бы представляя Россию, стояли А.А. Римский-Корсаков и я. Вблизи церкви находится могила графа Александра Мусин-Пушкина, который, находясь в летучем отряде Чернышева, вытеснил 20 февр. 1813 г. французов из Берлина и первый оповестил жителей города, что заключен союз между Россией и Пруссией. Он был недолго комендантом Берлина и заслужил общую любовь. 9/21 марта 1813 г. гр. Мусин-Пушкин был смертельно ранен в сражении у Люненбурга и погребен в Людвигслюст.
В Шверине с 1879 г., после замужества вел. княжны Анастасии Михайловны, существовала в дворце церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы. В 1904 г., после бракосочетания сына вдовствующей вел. герцогини с немецкой лютеранской принцессой, церковь во дворце была закрыта и иконостас перенесен в Людвигслюст.
В 1851 г. дочь вел. кн. Михаила Павловича, Екатерина, выдала замуж за Георга-Августа, герцога Мекленбург-Стрелицкаго. В г. Ремплине у нее была походная церковь, устроенная её Родителем. С 1884 г. она была помещена в герцогском дворце. С кончиной вел. княгини Екатерины Михайловны в 1894 г. богослужения в ней более не совершались.
Третья дочь императора Павла I, Екатерина, род. в 1788 г., состояла с 1809 г. в браке с Петром-Фридрихом Георгием, принцем Ольденбургским, после же его кончины в 1812 г. вышла в 1816 г. замуж за принца, вскоре короля, Вюртенбергского Фридриха Вильгельма. В столицу королевства Штутгарт она прибыла с причтом и походною церковью, которая была помещена в т. н. Фюрстенбау, позднее не существовавшем. 20 дек. ст. ст. Вел. кн. Екатерина Павловна, проколов подле самого рта иголкой маленький прыщичек, проболев пять, скончалась 28 дек. ст. ст. 1818 г. Король в 1824 г. соорудил вблизи столицы, на горе Ротенберг, где находились развалины старинного родового замка (XI века) королей Вюртембергских, храм во имя св. великомуч. Екатерины. Подъ сводами храма покоятся вел. кн., Екатерина Павловна, её супруг, король Вильгельм I и дочь их Мария, графиня Нейперг. В 1842 г. русский посланник кн. А.М. Горчаков исходатайствовал устройство особой походной церкви для дипломатической миссии, им возглавлявшейся. Этой походной церковью пользовалась с 1846 г. вторая дочь императора Николая I, Ольга, род. в 1822 г., в 1846 г. вступившая в брак с наследным принцем Карлом-Фридрихом-Александром Вюртембергским (с 1864 г. королем). Позднее эта церковь неоднократно сопровождала императора Александра II и императрицу Мар1ю Александровну на воды в Вильбадъ, Киссингенъ и Швальбах, затем же хранилась при постоянной церкви. Таковая сооружена была по воле императора Николая I. Он прислал горячо любимой им дочери все необходимое для устройства собственной домовой церкви. Сначала она помещалась в дворце кронпринца, когда же вел. кн. Ольга Николаевна стала королевой в Большом дворце. Миссийная церковь была закрыта в 1847 г. В 1892 г. королева Ольга скончалась, и церковь была перенесена на виллу Берг, принадлежавшую вел. кн. Вере Константиновне, находившейся в замужестве с 1874 г. за герцогом Евгением Вюртембергским. В 1894 г., по ходатайству посланника Э.К. Коцебу, император Александр III утвердил проект постройки отдельного храма во имя свят. Николая Чудотворца, отпустив 75.000 руб. на постройку. В 1895 г. состоялось б дек. освящение этого храма, выходившего на Гегель-щтрассе. Сюда был перенесен иконостас и прочие церковные принадлежности с виллы Берг.
Обер-прокурор Свят. Синода кн. П.С. Мещерский, извещая Синод 24 февр. 1833 г. об участии которое император Николай I проявляет в отношении греческой Церкви, сообщил также о желании Государя, чтобы в Греции находилась российская духовная особа в качестве священника нашей миссии. Первым священником в том же году был назначен архим. Иринарх (Попов), впосл. архиепископ, управлявший многими епархиями в России В 1850 г. настоятелем посольской церкви в Афинах был назначен Иером. Антонин (Капустин). Занимаясь раскопками и работая над письменными источниками, он остановил свое внимание на месте, на котором, по преданиям, находился Аристотелев Лицей, христиане же соорудили потом храм, называвшийся Ликодим (хорошо известен был в XI веке). В XV и XVI веках там образовался Спасо-Никодимов монастырь. Застав на этому месте развалины, он получил разрешение от короля Оттона и русского правительства восстановить этот храм. В 1855 г. архиепископ мантинийский Феофан освятил храм, в стиле византийского зодчества XI века. Главный придел был посвящен св. Троице, правый св. Никодиму, левый свят. Николаю.
В Берлине сначала имелась только походная церковь, помещавшаяся в различных частных домах. Впервые таковая была отправлена в 1718 г. посланнику гр. Александру Гавриловичу Головкину со священником Герасимом Титовым. При этом в первое время церковь предоставлялась посланникам персонально и бралась ими с собой в место новой службы. Известно, что в 1741 г. при чрезвычайном посланнике гр. Петре Григ. Чернышеве церковь была во имя Сретения Господня. Более прочно закрепляется церковь в 1764 г. при кн. Владимире Серг. Долгорукове и именуется св. Владимирской. Помещалась она в посланническом доме на Вильгельмъштрассе. Церковь и причт претерпевали трудности во время Семилетней войны, войны России Пруссии с Наполеоном, когда Берлин был занять французами, и в 1812 г., когда Пруссия была союзницей Наполеона. Церковная утварь в такие времена увозилась. В 1813 г., во время начавшейся тесной дружбы России с Пруссией, высочайше повелено было 25 апреля восстановить в Берлине министерскую церковь, отправив туда прежнего священника Чудовского. Последний, будучи ранее настоятелем берлинской церкви, был также духовником первой супруги вел. кн. Константина Павловича, вел. кн. Анны Федоровны, рожденной принцессы Саксенъ-Кобургской, в 1801 г. покинувшей Россию и жившей в Кобурге. В 1837 г. император Николай I, супруга которого Александра Федоровна была дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III, прюбрълъ в Берлине дом для своих в нем остановок. Дом этот впоследствии был передан в пользование посольства. С этого времени посольская церковь помещалась на Унтер ден Линден во дворе этого дома. В сем храме молились очень многие русские эмигранты, жившие в 20-х годах этого столетия в Берлине. После признания германским республиканским правительством советской власти, здание посольства с храмом было передано большевикам. С благословения архим. Тихона (Лященко), впоследствии епископа Берлинского и Германского, группа русской молодежи вынесла ночью часть икон и доски с надписями о посещении храма монархами. Богослужения совершались в маленькой комнате русской гимназии на Находштрассе. Потом удалось перенести церковь там же в большее помещении. Воскресные и праздничные богослужения совершались в помещении немецкого Красного Креста в Шарлоттенбурге. Службы Страстной недели и св. Пасхи в протестантских храмах. Собрав некоторую сумму денег, еп. Тихон воздвиг доходный дом с церковью наверху. Храм был освящен митрополитом Антонием 22 окт. 1927 г. Из-за невозможности в срок уплатить долг строительной компании, дом перешел к ней. Владыка Тихон не впал в уныние и через насколько лет, получив помощь от германского правительства, соорудил Воскресенский храм, освященный 30 мая 1938 г. ст. ст. митрополитом Анастасием.
В XVIII веке существовала особая церковь в Потсдаме. В 1713 г. на прусский престол вступил король Фридрих Вильгельм I, поддерживавший дружеские отношения с царем Петром I. Он старался набирать отовсюду в свою арм1ю великанов. По его просьбе царь послал ему 80 человек, из которых король выбрал в свои гренадеры 12 человек, остальных разослал по другим полкам. Король продолжал свои просьбы и ему были посланы еще великаны. В царствование Анны 1оанновны, в марте 1731 года, король в письме на имя вице-канцлера гр. Остермана сообщал о прибытии прекрасных, её императорским величеством подаренных рекрутах. Императрица Елисавета Петровна прекратила эти дары, требуя безуспешно о возвращении прежде отосланных людей. Благочестивая государыня настаивала на удовлетворении духовных нужд несчастных русских, находившихся, главным образом, в Потсдаме. Вопрос этот беспокоил еще императрицу Анну Иоанновну. В 1733 г. король согласился давать содержание присланному в Потсдам священнику. В марте 1734 г. священник Василий Щербацкий прибыл в Потсдам К этому времени стараниями короля была устроена церковь. Это было просторное, в два этажа, деревянное здание, красиво расположенное на углу площади Плантаже у проходящего канала. 31 марта церковь была освящена, в присутствии короля и королевской семьи. Свящ. Щербацкий тогда же крестил своего сына, причем восприемником был король. При о. Щербацком Потсдамская община состояла из нескольких сот лиц. Вступивший на престол король Фридрих II Великий уничтожил полк великанов, и составлявшие его солдаты были отправлены в другие полки. В 1747 г. прихожан было всего 30 или 40, в 1790 г. их насчитывалось 20, в 1809 г. умер последний инвалид Стефани (вероятно, Стефанин). После смерти в 1740 г. свящ. Щербацкогоо церковь обслуживали приезжавшие из Берлина настоятели тамошнего храма. В 1765 г. православные лишились и помещения церковного. Протоиерей Алексей Мальцев пишет: Почти совершенно неверующему королю Фридриху II, поклоннику и другу Вольтера, заблагорассудилось отдать последнее в распоряжении труппы комедиантов, взявшихся устроить в нем на свой счет подмостки и обзавестись всем необходимым для театральных представлений. Позднее дом был сломан и на месте его был выстроен амуниционный склад. До 1818 г. потсдамский городовой магистрат давал деньги на наем русскими инвалидами помещения для молитвенных собраний.
В 1813 г. прусский король Фридрих Вильгельм III, связанный тесными узами дружбы с императором Александром I, изъявил желание иметь в Потсдаме русских военных песенников. 23 марта были присланы королю 4 фельдфебеля, 4 унтер-офицера и 13 рядовых, в 1815 г. к ним, совершившим с прусской армией поход во Францию, прибавлено было еще 7 солдат. Известны имена всех их и их семейное положение. В 1826 г. король для оставшихся в живых 12 русских певцов решил построить колонию, придав ей национальный русский колорит и усвоив название Александровка. Устроена она была близ Потсдама. 2 апреля 1827 г. 12 домов переданы были песенникам, с указанием условий пользования этим имуществом. В это время два из них были женаты на француженках, остальные на потсдамках. К 1861 г. в колоти не осталось ни одного русского певца из первых песенников. При построении колонии имелось в виду и сооружение храма в греко-российском стиле. 10 июня 1829 г. прот. Иоанном Чудовским совершено освящение Александро-Невского храма, в присутствии императора Николая I и короля. Обслуживал церковь причт берлинской церкви. В 1920-26 годы, когда я жил в Берлине, мне не раз, вместе с моими друзьями, приходилось присутствовать на богослужениях, совершавшихся в сем сраме епископом Тихоном или одним из берлинских священников. Пели мы во время литургии. Из жителей колонии в церковь приходили очень немногие. Русский язык был забыт и только на домах прикреплены были дощечки с русскими фамилиями, вписанными по немецки. Король Фридрих-Вильгельм имел еще русского лейб-кучера Евлампия Бархатова (из-за трудности произношения превращенного в Бокова). Даже в походах 1813-14 годов король ездил с этим постоянным кучером в русских пролетках, на русских лошадях. Жил он потом на покое в звании королевского надзирателя, в сельце Никольском, названном так в честь зятя короля, императора Николая I. Сельцо это было на берегу Гафеля, против Пфауенинзел. Бархатову строен был дом. Вся обстановка была чисто русская: киот с иконами и, за перегородкой, русская печь, русский рукомойник,. корчага, чугун, ухват, кочерга. В большой комнате полати. Боков, до смерти своей в 1857 г., носил русское кучерское платье, жена его, хотя и немка, должна была носить кокошник и русский штофный сарафан. Такова была воля короля. Боков погребен, в числе еще некоторых русских, около храма св. вел. кн. Александра Невского. В предместье Берлина, Тегеле, имеется кладбищенский храм во имя свв. Равноапостольных царей Константина и Елены. Построен он иждивнием Св. Князь-Владимирского Братства на месте им в 1892 г. приобретенном. Братство это создалось 29 марта (10 апреля) 1890 г. в Берлине при посольской Св. Владимирской церкви. Главным деятелем его был настоятель посольской церкви протоиерей Алексий Мальцев. На том же. участке земли существовал русский Братский Дом в память Императора Александра III и кладбище. На кладбище сем нашли себе, место упокоения и многие русские эмигранты, жившие в Берлине после революции. Летом 1921 г. в доме некоторое время проживал митрополит Антоний (Храповицкий) и имел пребывание в течете двух лет архиеп. Евлогий, потом митрополит, управлявшей в то время, в составе Зарубежной Церкви, русскими церквами в Западной Европе.
В Брюсселе церковь во имя свят. Николая Чудотворца устроена была в 1862 г. тогдашним посланником кн. Николаем Алексеевичем Орловым. До 1876 г. она помещалась в нанятом им доме. В 1876 г. церковь перешла в ведение Министерства Ин. Дел и помещалась на рю де Шевалье в доме 29, для этой цели приобретенном. Деятельное участие в этом принял настоятель прот. Петров. Алтарь помещается в позднейшей пристройке и иметь главу.
В эмиграции на повсеместно собранные средства сооружен в владимиро-суздальском стиле храм во имя св. и праведного Иова Многострадального, в память Царя Мученика Императора Николая II и всех русских людей в смуте убиенных. Храм-памятник был освящен митрополитом Анастасием 18 сент. (1 окт.) 1950 года.
В Бухаресте сооружен был на средства русского правительства храм во имя Свят. Николая. Освящеше совершил 26 ноября I 1909 г. епископ Кронштадтский Владимир (Путята). После революции румынский патриарх Мирон, в настоловании которого принял участие митрополит Антоний (Храповицкий), покровительствовал храму. Поддерживал его и б. русский посланник, поляк-католик Станислав Альфонсович Поклевский-Козелл, отвергший предложение польского правительства занять видные дипломатические посты. Когда Румыния признала СССР, патриарх Мирон отдал русскую церковь сербам.
В Веве, в Швейцарии церковь во имя св. великом. Варвары была сооружена иждивением гр. Петра Павловича Шувалова. До 1878 г. службы совершались в частном доме. 1 окт. Состоялось освящение храма. С 1873 г. церковь приписана к Женевскому приходу.
В Вене походная посольская церковь и причт при ней имелись с 1762 г., при после князе Д.М. Голицине. Она помещалась сначала в том же доме, в котором жил посол. Когда этот пост занял гр. Андрей Кириллович Разумовский, он поднял вопрос о перемещении церкви из того помещении, в котором она тогда находилась. В 1801 г. последовало на это Высочайшее повеление; снято, было другое помещение и 4/16 апреля 1803 г. состоялось освящение. В дальнейшем происходили недоразумения с хозяевами дома. В нем проживал в это время уроженец о. Мальты, рыцарь Мальтийскаго ордена, русской службы ст. сов. Иван Батист Маллиа (ум. в 1812 г.). Он участвовал в Чесменском сражении, во взятии Очакова и в штурме Измаила. Пользовался он расположением кн. Потемкина. Последние 20 лет жизни он состоял чиновником при посольстве в Вене. Маллиа подарил русскому правительству шестиэтажное здание с тем, чтобы в нем помещалась посольская церковь и квартира священника. В 1873 г. в Вену на всемирную выставку прибыли император Александр II и германский император Вильгельм I с Бисмарком. Настало 30 августа. На богослужении по случаю этого табельного дня должны были присутствовать три императора. Русская же церковь, бедно украшенная внутри, помещалась в жалком, полуоборванном доме. Богослужеше пришлось совершать в доме посольства. Именно тогда настоятель прот. М.О. Раевский исхлопотал у государя разрешение на сбор пожертвований для сооружение должного храма. Прот. Раевсюй до своей смерти в 1884 г. успел собрать всего 220.000 р. В 1889 г. новый настоятель прот. Александр Николаевский просил посла кн. Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского подвинуть это дело. Сочувствовавший этому посол, пробывший в Вене 13 лет, отправил записку настоятеля в Мин. Ин. Дел. О дальнейшем прот. Мальцев пишет: Вопрос о средствах был решен Императором Александром III очень быстро: по докладу К.П. Победоносцева, незадолго перед этим посетившего Венскую церковь и чрезвычайно неприятно пораженного висевшим над входом громадных размеров сапогом символом пребывания в одной из квартир в том же доме сапожника, половину, т.е. 200.000руб., Государь принял на свой личный счет, а другую министр финансов И.А. Вышнеградский изыскал из правительственных средств. Вместе с тем Император Александр III разрешил, чтобы на внутреннее украшение храма были принимаемы и частные пожертвования. Церковь решено было воздвигнуть во имя Свят. Николая Чудотворца. Место было в саду вновь приобретенного посольского дома, с главным входом со стороны Рихардовой улицы. Второй придел нижняя церковь освящен был во имя св. вел. кн. Александра Невского, в память императора Александра III. В храме этом отпевали покойников, увозимых. на родину. Торжественное освящение Св. Николаевской церкви совершил 4 апреля 1899 г. владыка Иеронимъ, архиепископъ Холмско-Варшавский. Большое участие в деле сооружения храма принял. преемник кн. Лобанова-Ростовскаго, посол гр. Петр Алексеевич Капнист. Им и его супругой, в частности, пожертвована была. гамма колоколов (9), помещенных в звоннице под одной из шести глав. Во время освящения храма пела часть московского синодального хора, который 5 апреля дал, под управлением Орлова, концерт в зале венской консерватории. Другая русская церковь во имя св. прав. Лазаря, кладбищенская, находилась на. венском центральном кладбище, в отделении, отведенном городским магистратом для погребение православных русских. В сооружении её принимали большое участие прот. М.О. Раевский, кн. А.Б. Лобанов-Ростовсюй и ген. консул К.А. Губастов Освящение совершено было прот. А. Николаевским 26 апреля 1895 г.
В Голландии впервые русские богослужения совершались в Амстердаме, предположительно со времени пребывания в этой стране царя Петра I. В 1766 г. куплен был дом для церкви русским посланником гр. Воронцовым и греческим купцом Бринком, в качестве представителей православной общины. В 1792 г. церковь была перестроена на средства императрицы Екатерины II и греческих купцов. Последние составили акт, по которому в случае оскудения греческих прихожан, церковное здание переходить в полную собственность русского правительства. Священниками после этого были русские и греки. Последний русский священник Александр Измаилов служил с I860 по 1866 г. В этом году церковь была закрыта, и все имущество перешло в церковь в Гааге.
В Дрездене до построения настоящего храма домовая приходская Входо-Иерусалимская церковь помещалась в наемном помещении. В то время в Дрездене считалось 300 семейств русских, почти круглый год там проживавших. Трудности в отношении наема помещения подвинули вопрос о сооружении постоянного храма. Большое участие в этом деле принимал посланник при Саксонском дворе Василий Евстаф1евичъ Коцебу. Русский подданный А.О. Вольнер пожертвовал участок земли в одной из лучших частей города на Райхстрассе; прикупил еще участок Д.И. Образцов. Самым же крупным жертвователем был попечитель храма, еще домовой церкви, Симеон Симеонович Викулин, пожертвовавший 150.000 руб., почему и самый храм посвящен был св. Симеону Дивногорцу. Много пожертвовали Члены Императорского дома. С благословения митрополита С.-Петербургского Исидора, храм был освящен 24 мая 1874 г. Дрезденская церковь была приписана к миссии.
В Швейцарии с 1817 г. существовала церковь в Берне при Императорской Российской миссии. В 1854 г. церковь, по Высочайшему повелению переведена была в Женеву и помещалась в наемном доме. В 1862 г. посланник Александр Петрович Озеров писал в министерство ин. дел по поводу безвозмездного отведения участка земли под русскую церковь стоимостью до 100.000 франков: В проезд мой через Женеву, председатель тамошнего Верховного Совета г. Шане-Венель сам от себя повел со мною речь об этом предмете, отозвался с особой похвалой о священнике нашем о. протоиерее Петрове и выразил готовность поддержать в Совете уже прежде проявившуюся мысль об уступке, безвозмездно, в Женеве, места для постройки Греко-российского храма. Конечно, со стороны Швейцарского сановника такая благонамеренность к нам не лишена совершенно политического эгоизма. В Правление Фази открыта была, из политических видов, такая широкая дорога латино-католической пропаганде, даны были такие преимущества Римскому духовенству, что возбуждено было негодование и спасете в Кальвинизме. Нынешнее правительство старается успокоить это брожение, для него невыгодное, и потому придает вид терпимости, покровительства, оказываемого безразлично всем вероисповеданиям. Принимая в соображение, что в Женеву стекается значительное число наших соотечественников, что здесь воспитывается целая колония Русских и Греческих детей, Женевское правительство думает загладить чрезмерную уступчивость, оказанную латинству, предоставлением равномерных преимуществ Восточной церкви. По моему мнению, стремление это для нас благоприятно, оно находить сочувствие в женевских гражданах и лестно для духовенства нашего, столь достойно представляемого настоятелем Посольской церкви нашей протоиереем Петровым. 14 сент. 1866 г. Крестовоз-движенский храм был освящен. Построен он был на участке земли, подаренном Женевским правительством, на месте бывшего монастыря св. Виктора, прюромъ которого был Шильонский узник.
Первым русским посланником в Константинополе (1702-1714) был Петр Андреевич Толстой, впоследствии граф. Им приглашен был для требоисправлений священник грек Афанасий Кондоиди. При втором посланнике устроена была при посольстве домовая церковь во имя преп. Антония и Феодосия Печерских, существовавшая до 1808 г., когда она со всею утварью сгорела. В 1818 г. при посланнике гр. Г.А. Строганове была устроена первая постоянная церковь в загородном посольском доме в Буюкдере, во имена свв. Равноап. царей Константина и Елены. В 1845 г. при посланнике Владимир Павл. Титов, в сооруженном в предвестии Константинополя Пере посольском доме, освящена постоянная церковь во имя свят. Николая. Третья русская св. Николаевская церковь сооружена была и освящена в 1876 г. при Русской Николаевской больнице в Пангальдской части города. Создана она усердием посла гр. Ник. Павл. Игнатьева при содействии игумена русского Афонского Пантелеймонова монастыря, архимандрита Макария со братией. Вблизи Константинополя в Сан-Стефано освящена в 1898 г. настоятелем посольского храма, архим. Борисом, церковь-усыпальница во имя св. великомуч. Георгия Победоносца в память русских воинов, павших в войне 1877-78 гг. В усыпальнице под сводами храма погребены останки воинов, которые, насколько было возможно, собраны со всех местностей войны. Сюда же перенесены были и надгробные камни этих воинов.
Существование в Лондоне русской церкви относят к 1721 г. Она долго не имела постоянного помещения, для нее снимались в наемном здании. Часто менялся причт. В 1866 г. освящен был Успенский храм, примыкавший непосредственно к церковно-наемному дому на Веллбикстрит. Посольская походная церковь в Мадриде была устроена в 1760 г. на синодальная экономические суммы. В 1882 г. она была упразднена и впоследствии передана русской церкви в Буэнос-Айресе.
В Неаполе (Королевство обеих Сицилий) по штату положено было открытие церкви русской миссии еще в 1799 г. Но только в 1807 г. она была перенесена из Турина. Последним полномочным министром был кн. Александр Никитич Волконский (1860-2). Миссия и церковь были закрыты.
Начало сношений России с Францией падает на первую четверть XVII столетия. В Париж с 1615 г. приезжали полномочные посланники. Первым из них был Иван Кондырев. Но прибывали они для выполнения опредъленных заданий, после чего возвращались. Вскоре после приезда в 1717 г. царя Петра I в Париж, назначен был первый резидент при французском дворе барон Шлейниц, лютеранин. Впервые упоминается в 1727 г. священник Дашил Яковлев, как состоявший при после кн. Куракине. В 1740 г. резидент кн. Антюх Дмитриевич Кантемир просил выслать походную церковь, но таковую не получил. Не удерживались там и священники. В 1757 г., в царствование императрицы Елисаветы Петровны, в Версале был подписан союз России Франции и Австрии против Пруссии. В 1756-7 гг. в Париж было отправлено знатное посольство: обер-гофмаршал Михаил Петрович Бестужев-Рюмин, гр. Андрей Петрович Шувалов и др. При посольстве была отправлена и церковь во имя Свв. ап. Петра и Павла с причтом. В 1764 г. настоятель церкви иеромонах Кирилл (Флоринский впоследствии известный епископ) жаловался, что церковь не имеет определенного помещения, а, по мере надобности, переносится из дома в дом. 19/31 марта 1814 г. Париж был занят русскими и остальными союзными войсками. Императоръ Александръ I в эти дни писал в Петербург кн. Александру Ник. Голицыну о том, как ему хотълось говеть. Приближалась Страстная неделя. ... Мне хотелось говеть и причаститься Св. Таин; но в Париже не было русской церкви. Милующий Промысел, когда начинает благодетельствовать, всегда безмерен в своем милосердии; и вот, к крайнему моему изумлению, вдруг приходят ко мне с донесением, что столь желанная мною церковь явилась в Париж: последний наш посол, выезжая из столицы Франции, передал свою посольскую церковь на сохранение в доме американского посланника. И вот сейчас же насупротив меня, французы наняли чей-то дом, и церковь русская была быстро устроена; а от дома моего, в котором я жил уединенно, французы сделали переход для удобного посещения церкви .... В 1816 г, последовал Высочайший указ об учреждении вновь в Париже церкви греко-российского исповедания при миссии Нашей. Сменялись настоятели церкви, но она оставалась походной. В 1859 г. по Высочайшему повелению из сумм по духовному ведомству ассигновано было 50.000 на возведете храма, и выдана сборная книга. Храм во имя св. благоверного вел. кн. Александра Невского, в создании коего большое участие принял настоятель прот. Иосифъ Васильев, воздвигнуть был на рю Дарю. Освящение его совершил 30 августа 1861 г. преосвященный Леонтий, епископ Ревельский, викарий С-Петербургский, впосл. митрополит Московский.
В 1803 г. последовал Высочайший указ об учреждении церкви при миссии в Риме. Посольская церковь во имя Свв. Апостолов Петра и Павла, переименованная потом в св. Николаевскую, учреждена в 1823 г. и прежде помещалась на Корсо 518. Потом она находилась в отдельном от посольства наемном помещении Шацца Кавур, палаццо Минотти. После 1924 г. русская колония устроила церковь в особняке, унаследованном по завещанию от графини Чернышевой (Bia Палестро 71).
В Стокгольме учреждение церкви восходить ко времени сооружения там русского торгового двора, известного под именем Рюссгордэна, что узаконено 15-ой статьей Столбовского мирного договора 1617 г. Шведское правительство обязывалось предоставить русским торговым людям в своем торговом доме невозбранно совершать по своей вере богослужения. Рюссгордэн в первоначальном своем виде окончен постройкой в 1641 г. Нарочито приспособленного помещения для церкви не имелось, она ютилась то в одном, то в другом амбаре, который тогда именовался молитвенным амбаром. В 1651 г. упоминается таковой и приехавший с торговыми людьми Новгородский поп Емельян. В середине 17 в. выстроен был новый каменный Рюссгордэн, наименованный русскими малыми, шведами верхним. Церковь перенесена была туда и в 1671 г. получила более обширное помещение. В 1695-97 гг., после сооружения каменных флигелей, в одном из них церкви отводится помещение. В 1700 г. назначен был первый резидент в Швеце, кн. Андрей Яковлевич Хилков. Он устроил богослужения в домовой церкви. Вскоре в Стокгольм были доставлены русские генералы цесаревич Александр Арчилович Имеретинский, кн. Яков Федорович Долгорукий, кн. Иван Юрьевич Трубецкой и др. взятые в плен под Нарвой. Им, с разрешения Сената, предоставлена была гостиннодворская церковь, ими улучшенная и освященная во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Некоторые потребные для богослужения предметы взяты были из церкви кн. Хилкова. Вследствие попыток некоторых генералов бежать, церковь дважды закрывалась. В 1747 г. посланник I. А. Корфъ просил короля Фридриха предоставить во временное распоряжение под церковь отвечающую этому назначению комнату в Городском доме. Король настоял на этом. Магистрат отвел под церковь прежнюю секционную залу в одном из флигелей, сделав на свой счет необходимые приспособления. Лучшим устройством церкви озабочен был с 1760 г. новый посланник гр. Иван Андреевич Остерман, сносившийся с русской Коллегией иностр. дел и шведскими властями. В 1767 г. Св. Синод, долго искавший походные церкви, бывшие с войсками в Пруссии, отправил в Стокгольм находившуюся в Мемеле церковь, посвященную Преображению Господню. Церковь в Стокгольме стала Преображенской. Городское помещение, в котором находилась церковь, все более ветшало, что отражалось и на церкви. Снято было приличное помещение. Но из за требований домохозяев приходилось менять помещения. С 1866 по 1910 гг. церковь перемещалась шесть раз. Стокгольмская православная церковь древнейший русский храм на Западе.
В Семилетнюю войну (1756-63), в которой Россия участвовала с 1757 по 1761 гг., занят был Кенигсберг, где монета стала чеканиться с изображением императрицы Елисаветы Петровны. В 1759 г. туда, а также в занятые Пиллау и Мемель были отправлены три походные церкви: Воскресения Христова, Сошеств1Я Св. Духа и Преображения Господня. Воскресенская церковь в 1767 г. отправлена была в Стокгольме.
Во Флоренции походная церковь во имя Рождества Христова была, отправлена в царствоваше императрицы Екатерины II и существовала приблизительно до 1814 г., когда была перенесена в Копенгаген. Ее заменила походная церковь, первоначально сопровождавшая императора Александра во время его заграничных путешествий. Учреждение этой церкви относится к 1791 г. Она находилась в Дрездене, Турине, Флоренции, Риме, снова во Флоренции. В 1844 г. она привозилась в Палермо во время пребывания там императрицы Александры Федоровны, в 1868 г. была на дилле де Эсте, на озере Комо, когда там пребывала императрица Мария Александровна. Из Флоренции церковь была взята в музей Императора Александра III в С-Петербурге. К этой церкви были приписаны домовые церкви частных лиц в Италии. Из них известны: 1) графини Варвары Шуваловой, княгини Бутера, на вилле Оливуццо, близ Палермо (до 1864 г.) ; 2) д. ст. сов. Павла Григ. фон-Дервиза, в Лугано (с 1873 г.) ; 3) в имении кн. Димитрия Друцкаго-Соколинскаго, в м. Гальчетто, бл. г. Прато; 4) Демидовых в имении С-Донато, с 30-х годов 19 в. В 1879 г. она была пожертвована П.П. Демидовым церкви во Флоренции; 5) Сретения Господня во Флоренции, в доме Вдовы г.-л. Анны Влад. Новицкой (с 1889 по 1899 гг.); по упразднении утварь её передана в церковь во Флоренцию. В 1879 г. пожертвование Николаем Демидовым, кн. Сан-Донато всей утвари своей церкви, стоившей более 300.000 фр. походной церкви во Флоренции, послужило толчком к осуществлению давнишнего желания построить постоянный храм. В 1880 г. приступлено было к сбору пожертвований. В 1885 г. куплен участок земли и на нем было устроено временное помещение для церкви, просуществовавшее до 1902 г. Новый посол при Квиринале (в Риме) А.И. Нелидов подвинул дело постройки храма. В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя св. Николая, снабженная, гл. обр., утварью Демидовской церкви, в 1903 г. верхняя в честь Рождества Христова. Массивный, резной из белого мрамора, иконостас, мраморные цветные клиросы и панели по стенам кругом всей церкви, резные из кипариса царския двери и массивные золотые сосуды, все это дар императора Александра III.
Протоиерей А.П. Мальцев пишет о том, как обычно возникали курортные церкви: Гонимые разными недугами на всемирно известные и отлично устроенные западноевропейские курорты, наши православные соотечественники, ощущая на чужбине особенно чутко отсутствие церковных служб в воскресные и праздничные дни, соглашаются или снять какое либо скромное помещение в отеле, или в частном доме или вилле, и, испросив благословению С-Петербургского Митрополита, в ведении которого состоят все русские православные церкви в Западной Европе, приглашают для служения сначала обедниц, молебнов и всенощных, и затем, по устройстве престола и литургии, кого либо из ближайших и наиболее свободных от своих местных служб (как напр. при надгробных и почти безприходных церквах в Иреме, Веймаре и пр.) духовных лиц, или же выписывают свободных в каникулярное время священников-законоучителей из России, или же обращаются к духовным лицам, нередко имеющимся среди самих пациентов. По большей части навстречу этим желаниям и потребностям идет или городской магистрат, или управление вод, предоставляя, если не безвозмездно, то за небольшую плату соответствующее помещение для отправления богослужений у себя. Мало по малу образуется более или менее постоянный комитет для сбора пожертвований на приобретение своей собственной виллы, или участка земли и на построение на нем своего храма. В состав комитета входят как некоторые сочувствующая лица из местного общества (бургемейстер, доктор, архитектор и т.п.), так и более или менее постоянные по своему служебному и общественному положению, видные и богатые русские люди. С-Петербургское Епархиальное управление почти никогда не отказывает в выдаче особой, за шнуром и печатью, сборной книги . .. (Православные церкви и русские учреждения за границею. Часть II. Берлин, 1911).
Мысль об учреждении церкви в Баден-Бадене принадлежит министру-резиденту при великогерцогском Баденском дворе Н.А. Столыпину и княгине К.Э. Трубецкой, урожд. княжне Белосельской-Белозерской. Они начали в 1857 г. сбор среди соотечественников. В 1858 г. была нанята квартира в частном доме, в которой была устроена Походная церковь, привезенная из Штутт-гарта, служившая Их Величествам во время пребывания на водах в Швальбахе, Вильбаде и Киссингене. Церковь перемещалась в наемный дома. В 1880 г. дело построения храма приняла под. свое покровительство дочь вел. кн. Март Николаевны, герцогини Лейхтенбергской, Мария Максимилиановна, с 1863 г. состоявшая в браке с герцогом Баденским Вильгельмом. Городское Управление Баден-Бадена сначала предоставило участок земли под постройку церкви, потом его продало её строителям. Закладка храма состоялась в 1881 г. Украшением церкви иконописью собственной работы занялся безвозмездно быв. вице-президент С-Петербургской Академии Художеств кн. Григорий Григ. Гагарин. 16 окт. 1882 г. Преображенский храм был освящен. В 1899 г. храм посетил Император Николай II с Супругой. Отметив, что храм производить отличное впечатление и обратив особенное внимание па невысокие иконостас и низкие царские врата, Государь сказал: у вас совсем, как в древних храмах, на востоке царские врата ведь и теперь устраиваются так же и не препятствуют молящимся видеть священнодействующих.
В Биаррице (Франция), на берегу Гасконскаго залива, мысль о создании церкви возникла в 1879 г. Но, из за недостатка средств, только в 1887 г. с разрешения митрополита Исидора и французских властей, приспособлено было временное помещение под церковь в одной из зал б. дворца супруги Наполеона III, императрицы Евгении. Образованный с 1889 г. особый Комитет стремился к созданию постоянной церкви. В 1892 г. состоялось освящении храма в честь Покрова Пр. Богородицы и св. вел. кн. Александра Невского. Предсдателемъ Комитета состоял герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский, князь Романовский, вице-предсдателем статс-секретарь кн. Михаил Сергеевич Волконский, которому церковь особенно обязана своим процветанием.
Прот. Алексей Мальцев пишет в своей книге: Из всех достопримечательностей г. Висбадена некогда главного города Герцогства Нассаускаго, едва ли не первое место принадлежит православно-русскому храму на Нероберг. Малая домовая церковь, существовавшая с 11 марта 1844 г. при Русской Миссии во Франкфурте-на-Майне, первым настоятелем которой был прото1ерей I. I. Базаров (ум. в 1895 г. в Штуттгарте и погребен на кладбище в Висбаден), соединена была, по воле императора Александра II, согласно желанию герцога Адольфа Нассаускаго, в мае 1855 г., с воздвигнутым герцогом на склоне Таунусскихъ гор, вблизи Висбадена, ныне существующим прекрасным храмом, который был сооружен во имя Праведной Елизаветы над гробом благ. госуд. вел. княгини Елизаветы Михайловны, дочери вел. кн. Михаила Павловича, скончавшейся 16 янв. 1845 г. во цвете лет, первой супруги герцога Адольфа Нассаускаго, вел. герц. Люксембургского. Главными средствами для создания этого величественного памятника безвременно почившей послужило оставшееся после смерти её приданое (до 1 миллиона руб.), которое, по благочестивому желанию герцога и воле Императора Николая Павловича, употреблено было на это благое дело. Храм расположен в исключительно красивой местности, откуда открывается замечательная панорама. Вел. кн. Елисавета Михайловна, род. в 1826 году, вышла замуж в 1844г. и скончалась в 1845 г. Десять лет тело её покоилось в католической церкви, по освящении же храма в 1855 г., перенесено туда. Поэт кн. П.А. Вяземский присутствовал при перенесении тела и художественно описал это событие. С половины сентября до половины мая службы совершались в другой русской церкви домовой, тоже во имя Св. Елисаветы на Капелленъ штр. Церковь эта освящена в 1861 г. Русскому правительству принадлежало православное кладбище, устроенное на средства вел. кн. Елены Павловны, матери усопшей вел. кн. Елисаветы Михайловны. Почин устройства церкви в Виши (Франция) принадлежит г-же Пелладо, урожд. Старосельской, которая прибрела для этой цели участок земли в окрестностях Виши. В виду отдаленности участка, мэрия г. Виши согласилась предоставить для церкви бесплатно весьма значительный участок в самом городе.
Храм во имя Архистратига Божия Михаила в Герберсдорфе (Силезия) сооружен был Берлинским Св. Князь-Владимирским Братством. Курорт этот находится в 2-хъ часовом расстоянии от г. Бреславля. Благодаря близости к тогдашней русской границе и дешевизне проживания там, он посещался многими русскими. Настоятель посольской церкви, прот. А. Мальцев, часто бывая в Герберсдорфе для утешения, напутствия и погребения тамошних посетителей, возбудил вопрос о сооружении храма. Этому сочувствовали и заведовавшие лечебными заведениями. В 1898 г. санитарный советник доктор Ремплер уступил для этой цели о. Алексею участок, размером до полудесятины на возвышении, окруженный роскошным хвойным лесом. Собраны были средства. Главным жертвователем быль самарский купец 1-ой гильдии Петр Сем. Аржанов. Храм был освящен в 1901 г.
Закладка храма во имя Всех Святых и в память коронования Их Величеств в Гомбурге, близ Франкфурта-на-Майне в прусской провинции Гессен-Насау, совершена была 4/16 окт. 1896 года в присутствии Их Величеств, вдовствующей германской императрицы Виктории вел. кн. Елисаветы Федоровны и её брата вел. герцога Гессен-Дармштадтского. В 1899 г. храм во имя Всех Святых и в память Коронования Их Величеств был освящен. Городское управление избрало главного храмоздателя д.т. сов. А.И. Проворова почетным гражданином и назвало его именем одну из городских улиц. В Гомбурге существовала в середине 18 в. походная церковь, облеживавшая Анастасию Иоанновну, ландграфиню Гессен-Гомбургскую, урожд. кн. Трубецкую, прибывшую в Гомбург в 1739 г.
В Давосе (Швейцария) в январе 1909 г. устроена была временная церковь во имя св. велик. Пантелеймона. Помещалась она в б. католич. монастыре. Освящение совершал настоятель Женевской церкви прот. Серий Орлов. Значительную помощь этому начинанию оказал лечившийся в Давосе Его Высочество князь Гавриил Константинович.
В Каннах (Франция) домовая церковь существовала с 1886 года при вилле г-жи Трипе, урожд. Скрипициной. Боле часто службы в ней совершались с приобретением вел. кн. Анастасией Михайловной, вел. герц. Мекленбург-Шверинской, в Каннах виллы. Она приезжала каждый сезон с причтом шверинской церкви. Но все яснее выявлялась необходимость постоянного храма. Средства на сооружения такового собирал Комитет, под председательством вел. кн. Михаила Михайловича. Место для храма и дома для причта пожертвовал муж г-жи Трипе. 23 апр. 1894 г. состоялась закладка храма во имя Архангела Михаила, 22 ноября того же года освящение его.
Вел. кн. Елена Павловна, вдова вел. кн. Михаила Павловича, в начале шестидесятых годов стремилась создать в Карлсбаде (Богемия) величественную русскую церковь. Но не оказалось для этого достаточных средств. Вместо того был куплен небольшой дом и в1867 г. устроена домовая церковь. В 1872 г. в Карлсбаде торжественно праздновалось рождение императора Петра Великого, который проживал там в 1711 и 1712 гг. и где, на одной из вершине карлсбадских гор, высится каменный памятник его с бюстом, воздвигнутый в 1830 г. в царствование императора Николая I. На этом празднестве решено было начать сборе средств на сооружение постоянного храма. Большое участие в этом деле. принял Александр Агеевич Абаза, быв. секретарь вел. кн. Елены Павловны. По Высочайшему повелению императоров Александра III и Николая II оказана была поддержка из средств казны. Освящение храма во имя св. Апостолов Петра и Павла состоялось 28 мая 1897 г.
В Киссингене (Бавария) храм во имя преп. Серия Радонежского и в память коронования Их Величеств сооружен Св. Князь-Владимирским Братством по последовавшей в 1896 г. просьбе тогдашних посетителей курорта. Впервые мысль эта возникала в 1871 г., но не осуществилась из за отсутствия средств. Братство, приступившее к сбору денег, смогло в 1897 г. на деньги, переданные прот. Мальцеву неизвестным, удвоившие имевшиеся ранее, прибрести прекрасный участок земли на берегу речки Заале. Магистрат и управление вод поддерживали это начинание, последнее даже ассигновавшем денег. Закладку храма и освящение его 5/18 1юля 1901 г. совершил, посетитель в течете ряда лет курорта, первосвятитель румынской Церкви митрополит Иосиф Георгиан, в сослужении с прот. Мальцевым, пожалованным к этому дню митрой, и другими русскими священнослужителями. Главными создателями и устроителями храма были т. сов. С.И. Мережковский, д.ст. сов. И.П. Калайдович, Анна Ив. Кузнецова, А.И. Попова.
В Бавари, в Брюкенау-Бад, вблизи Киссингена существовала с 22 поля 1908 г. церковь во имя св. равноап. Март Магдалины, устроенная стараниями и попечением бар. А.А. и баронессы М.А. Будберг. Помещение для церкви отведено было баварским правительством, после же революции отобрано. Церковь переведена была в павильон усадьбы баронессы Будбергъ и в Mat 1921 г. освящена архиепископом Евлогием.
В Мариенбаде (Богемия) походная церковь существовала с 1880 г. и помещалась она в городском доме. Средства на постройку постоянного храма изыскали, главным образом, гр. Илар. Ив. Воронцов-Дашков и его супруга. По ходатайству графа 25.000 руб. были отпущены из сумм Министерства Императорского Двора. Иконостас, получивший высшую премию на Парижской всемирной выставке 1900 г. (изделие фабрики майоликовых изделий М.С. Кузнецов и К.) приобретен был и пожертвован храму церк. старостой полк. Петром Петр. Рыковским. Храм во имя -Св. Равноап. вел. кн. Владимира освящен был 25 1юня 1902 г.
24 ноября 1892 г. в Ментоне (Французская Ривьера) состоялось на берегу Средиземного моря освящение храма Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости и Свят. Николая. Церковь воздвигнута была Русским Ментонским благотворительным обществом, основанным в 1880 г. и состоявшим под покровительством вел. кн. Анастасии Михайловны, вел. герцогини Мекленбург-Шверинской. Там же находился Русский Дом убежище для больных и нуждающихся соотечественников.
Церковь во имя Свят. Николая Чудотворца в Меране (Южн. Тироль) устроена была в Русском Доме имени Надежды Ив. Бородиной, на завещанный ею Русскому благотворительному обществу капитал. Большое участие в сооружении храма приняла вел. кн. Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая. Церковь была освящена 3 дек. 1897 г.
В Бад-Наугейме (Вел. герцогство Гессен-Дармштадтское) Строительный Комитет, почетным председателем которого состоял епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий, председателем житель этого курорта медиц. сов. проф. доктор Гредель, создал временный храм в арендованной у магистрата пустовавшей старинной католической церкви св. Рейнгарда. Первая литургия в нем совершена была 11/24 1юля 1905 г. Воздвигнутый позднее постоянный храм во имя Свят. Иннокентия Иркутского и Пр. Серафима Саровского с 1910 г. принять был под покровительство Императрицы Александры Федоровны и вел. кн. Елисаветы Федоровны.
В Франценсбаде (Богемия) Комитет для сбора пожертвований на постройку храма состоял из местных врачей евреев. Они не допускали к участию в нем прот. А. Лебедева, приезжавшего из Праги служить в наемных помещениях. Не допущен был и прот. Владимир Ладинскгй, после смерти прот. Лебедева приезжавший служить из Веймара. Ему удалось только настоять на перемене непристойного места, выбранного для постройки храма. Комитета сам произвел в 1888 г. и закладку без совершения положенного церковного чина. Когда 25 июня 1889 г. предстояла освящение храма Св. княгини Ольги, прот. Ладинский спросил пребывавшего в Франценсбаде К.П. Победоносцева, как ему поступить в данном случай. Победоносцев посоветовал вынуть. один кирпич из алтарной стены храма, прочесть положенные молитвы и, окропив святой водой, снова заделать его в прежнее место.
В Эмсе Строительный Комитет по постройке храма образовался в 1857 г. В 1863 г. богослужения совершались в местном карауле, в временно уступленной королевой Вюртембергской Ольгой Николаевной её походной церкви. Благодаря собранным средствам и пособиям от императора Александра II 2 мая 1876 г. был освящен красивый пятиглавый храм во имя св. муч. царицы Александры, в память императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.
Надлежит также отметить следующие русские храмы в Европе.
В Бари (Италия) Императорское Палестинское общество до первой мировой войны прибрело участок земли и приступило к сооружению храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Храм этот существует ныне.
В Гамбурге домовая церковь во имя Святителя Николая сооружена была. Св. Князь-Владимирским Братством в 1901 г. Устроена она была в верхнем этаже Братского дома. Ранее, по свидетельству прот. А. Мальцева, ему приходилось совершать наездами богослужения в канцелярии Императорской Миссии при Сенатах вольных Ганзеатических городов Гамбурга и Любека, на заре русской истории торговавших с Новгородом, Псковом и Ладогой. Иногда богослужения имели место в квартирах отдельных представителей Министерства Иностр. Дел. По Скандинавским сказаниям, в 1060 г. русские имели свой храм в г. Висби, a немецкие купцы в Ладоге.
5/18 октября 1913 г. в Лейпциге состоялось торжественное освящение храма во имя Святителя Алекс1я, сооруженного в память русских воинов, погибших сто лет назад во время войны с Наполеоном в Лейпцигской Битве народов. Накануне останки русских воинов, павших в этой битве, перенесены были с кладбища в склеп-усыпальницу под храмом. На освящении, наряду с прибывшей из России особой депутацией, присутствовали император Вильгельм, саксонский король и эрцгерцог австрийский Франц-Фердинанд.
В Мюнхене существовала частная церковь гр. Ник. Ник. Адлерберга, освященная в 1867 г. во имя Честного и Животворящаго Креста Господня. До 1881 г. она находилась в Гельсингфорсе и была подарена гр. Адлербергу-отцу императором Александром II для его дачи в Финляндии. Летом церковь переносилась на дачу гр. Адлерберга в Тегернзее.
В Ницце церковь на пляс Лонгшан сооружена в 1859 году по почину императрицы Александры Федоровны, несколько раз проживавшей в этом городе, в первый её приезд принадлежавшем еще королевству Сардинии. Государыней был пожертвован храму замечательный резной дубовый иконостас. 12 апр. 1865 г. в Ницце скончался в вилле Бермон Наследник Цесаревич вел. кн. Николай Александрович. Император Александр II приобрел этот дом. На месте кончины Наследника воздвигнута была часовня в византийском стиле, освященная 26 марта 1868 г. в присутствии Наследника Цесаревича вел. кн. Александра Александровича. Церковь на Лонгшан, представлявшая собою скорее домовую, постепенно становилась не поместительной, в особенности в большие праздники. Предположено было воздвигнуть большой храм с главами и колоколами в византийско-русском стиле. Дело это укрепилось, когда в 1896 г. его приняла под свое покровительство Вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Сооружение храма особенно подвинулось, когда в 1908 г. прежняя Строительная Комиссия была Высочайше преобразована и Император Николай И предоставил ей право сооружение храма на принадлежавшей Его Величеству земле, близ места кончины Цесаревича Николая Александровича. По воле Государя на достроение храма было ассигновано 700.000 франков и от председателя Высочайше утвержденной Комиссии кн. Сергея Мих. Голицына поступило на ту же цель 300.000 фр. 4/17 дек. 1912 г. новый храм во имя Св. Николая и св. муч. Царицы Александры был освящен преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским. Храм находится между двумя красивыми бульварами Цесаревича и Гамбетта, с юга к нему шла дорога, названная ницким муниципалитетом Авеню Николая II. В пригородной местности Кокад в 1865 г. на пожертвования частных лиц устроено русское православное кладбище, принадлежащее церкви. С соизволения императора Александра II оно названо Николаевским. В 1898 г. кладбище было расширено. Расположено оно уступами; в средине помещается обширная часовня.
В По (Южная Франция) Св. Александро-Невский храм сооружен был в 1867 г. на средства проживавших там: бар.; Е. П. Пиларъ-фонъ-Пильхау, урожд. гр. Клейнмихель, Е.Н. Нарышкиной, Е.А. Тимашевой, М.Н. Мухановой, гр. Муравьева-Амурского, ген.-адъют. А.Е. Тимашева, кн. Дондукова-Корсакова, Э.Н. Рюмина, В.Л. Нарышкина, свиты Его Величества ген.-м. бар. Пилар-фон-Пильхау. С 1898 г., по повелению императора Николая II, церковь получала пособие в размере 400 фр. из сумм посольства в Париже.
Почин создания русского храма в Праге принадлежит в середине 60-хъ годов XIX в. Петербургскому отделению Славянского Комитета, который нашел сильную поддержку в тех же кругах в Москве. Большое участие в этом деле приняли настоятель венской церкви, прот. М.Ф. Раевский, гр. А.Д. Блудова, А.Ф. Гильфердинг, Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков и др. московские славянофилы. Австрийское правительство не сочувствовало создание русской церкви в славянской Праге и сначала старалось мешать этому начинанию. Церковь пришлось снять у городского управления в наем на 30 лет, как бы частному лицу, уполномоченному Славянского Комитета, гр. П.А. Голенищеву-Кутузову. Храм этот существовал уже в 13 в.; во время 30-летней войны передан т.н. Славянским Бенедектинцам, которые перестроили его в 1732-7 годах. В 1785 г., с упразднением монастыря императором Иосифом II, церковь перешла в частные руки, а потом во владение города, который устроил в ней архив. Освящение храма состоялось 4/16 августа 1874 г. К.П. Победоносцев, присутствовавши на этом торжестве, и описавшие его 9/21 авг. в письме из Зальцбурга Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу, отмечает и следующее: Примечательно еще, что в нашей пражской церкви от начала не было богослужения на латинском язык, потому что занимавшие ее бенедиктинцы-чехи имели от папы особую привилегию служить по славянски. На содержание церкви и причта в законодательном порядке отпускались средства из казны.
В столице Болгарии, Софт, с начала нынешнего столетия существовал храм во имя Святителя Николая, находившейся рядом с домом русской дипломатической миссии. В сооружение его, как приходилось слышать, принимал большое участие посланник Юрий Петрович Бахметев.
На собранные, согласно Высочайшего соизволения от 5 сент. 1879 г., повсеместно в Имперш средства, сооружен был Александро-Невский храм на Шипкинских высотах в Болгарии, в увековечения памяти подвигов русского воинства, положившего души свои за други свои во время Русско-Турецкой освободительной войны 1877-78 годов.
Вне Европы имелись храмы в Пекине, Токио, Kиото, Тегеране, Реште, Буэнос-Айресе и большое количество в Северной Америке.
Наряду с выдающимся протоиереем Алексеем Мальцевым, свыше 20 лет настоятельствовавшим в Берлине, отметим протоиереев: Андрея Самборскаго (Лондон, Ирем), Константина Кустодиева (Иремъ, Мадрид), Иоанна Иосифова и Михаила Раевского, настоятельствовавших в Вене, первый 40 лет с 1783 г., второй 42 г. с 1842 г., Иакова Смирнова, много лет священствовавшего в Лондоне, при императоре Павле I во время разрыва его с Англией представлявшего там некоторое время Россию, Иосифа Васильева (Париж), Иоанна Базарова (Висбаден, Штуттгарт), Серия Орлова (Брюссель, Женева), Николая Аквилонова (Ментона).
В Константинополе четыре года был настоятелем посольской церкви Иеромонах Константин (Неаполитанский). В 1742 г, произошло страшное событие. 8 августа он принял магометанство. Посланник Вешняков сообщил в Санкт-Петербург ведение о плуте, изменнике и апостате, ренегате, бывшем недостойном иеромонахе при дворцовой церкви. Шестого же октября того же года он сообщал архиепископу Рафаилу, что помянутой Константин паки на путь спасения обратился и Христа Спасителя своего и нашего торжественно пред всем миром, с теплым усердием и чистым покаянием проповедав, признал пред человеки, как было отвергся; и ту его исповедь чистым покаянием и кровию своею омыв, яко преждебывший христолюб, чем венчал славою его прежнюю ангельскую жизнь, то есть сего утра ему отсечена глава, к чему с достойным великодушием дался, как пространнее ваше преосвященство изволите усмотреть из приложенной при сем о мученическом его страдании и кончине ведомости. Греческою Церковью иеромонах Константин причтен к лику святых. Память его приурочена к 26 декабря, а временем страдания считается сентябрь 1742 г. Празднуется он 26 декабря и на второй неделе по неделе Всех Святых.

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования