Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука >> Искусствоведение >> Архитектура >> Архитектура православного храма | Обзорные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

КнигиСофронова Е.И. Где ты моя Родина?

Свято-Николаевский собор в Ницце ...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе
18.07.2002 15:52 | Русское Зарубежье
     Забелин С.Н. ...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе // Грани. 202. 2002. С. 119-144

...Как драгоценные шкатулки Русские Церкви в Европе

Во время путешествия по Европе мы с женой посетили Русские Церкви в разных городах и странах. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что решили узнать историю их возникновения. Так родился этот материал.
Автор

В середине XIX века в Европе не было еще Русских Церквей. В некоторых городах имелись православные Храмы, но греческие или румынские. Русские дипломаты и купцы привозили с собой походные Церкви в сопровождении священников, иногда даже с небольшим хором. После поездок Императора Петра Первого увеличилось число людей при посольствах. Возникла потребность в постоянных Церквах, и таковые создавались в одной из комнат при посольствах, так называемые домовые Церкви.
Жизнь в Европе быстро менялась. Настало время индустриализации. Появились железные дороги, и с ними выросло число путешествующих людей. Династические связи Дома Романовых с королевствами, княжествами и герцогствами Германии увеличили приток русских людей в эти места. В России узнали о европейских курортах, и люди потянулись сюда на воды и к морю в надежде найти облегчение от разных недугов. Приезжие тоже хотели присутствовать на богослужениях, и посольские домовые Церкви не могли вместить всех молящихся.
Русские Церкви в Европе можно поделить на три категории: Церкви, возведенные до семнадцатого года, Церкви, возникшие между Первой и Второй мировыми войнами, и Церкви, построенные после сорок пятого года.
В этой статье мы говорим о построенных до семнадцатого года. Почти у каждой из них интересная история, строили их выдающиеся архитекторы, расписывали и украшали иконописцы и художники, вышедшие из стен Художественной Академии в Петербурге, а вклады деньгами или утварью делали люди, имена которых знала вся Россия.
За редким исключением, Храмы все очень красивы и построены из ценных материалов и на века.

Флоренция

Русская колония во Флоренции не была многочисленной, но известна была своими именами: здесь жили Демидовы, Трубецкие, Бутурлины, Фермор-Стенбоки. Подолгу останавливались Брюллов, Кипренский, Достоевский, Чайковский.
Во Флоренции существовала походная Церковь, которая сопровождала императора Александра I в его путешествиях в период наполеоновских войн. Идея постройки Храма принадлежит Великой княжне Марии Николаевне, дочери Императора Николая I, которая жила до 1873 года на вилле Демидовых.
Духовенство придавало особое значение постройке православного Храма во Флоренции. И вот почему.
Здесь в 1439 году митрополит московский Исидор поставил вместе с другими православными иерархами подпись под унией с католичеством, за что в Москве был посажен в тюрьму. Он сумел бежать в Италию и умер там в сане кардинала. Не подписал унию и возглавил движение против нее Марк Эфесский, за это причисленный к лику святых. Его изображение находится в западной части Храма.
Проект Храма был поручен архитектору Михаилу Тимофеевичу Преображенскому, успешно возрождавшему традиции древнерусского зодчества. Им созданы Александро-Невский кафедральный собор в Ревеле и Никольский собор в Ницце.
В 1903 году состоялось освящение Церкви Рождества Христова. В торжестве участвовал русский дипломатический корпус.
Над входом в Церковь помещена мозаичная икона Божией Матери Знамение в обрамлении лилий. В украшении Храма широко использована разноцветная майолика. Главные врата Храма были пожертвованы из домовой Церкви виллы Демидова в Сан Донато, выполнены они из резного ореха в 1840 году.
На дверях Храма двадцать два рельефа, рассказывающих о событиях священной истории от Сотворения мира до Вавилонского пленения. Иконостас выполнен из веронского мрамора по рисункам Преображенского и является даром Императора Николая II.

Сан Ремо

Русская Церковь стоит на главной улице города. Богослужения здесь происходят редко, но Церковь открыта каждый день для посещения туристами, за небольшую плату.
При входе в Церковь на мраморной таблице высечено: Храм Христа Спасителя, Архиепископия западно-европейских русских Церквей 12, Рю Дарю, Париж. Воздвигнут жертвенными усилиями православных города Сан Ремо и его окрестностей в 1913 году старанием попечительного и строительного комитета во главе со следующими лицами: В. К. Саблер, Б. С. Шереметьев, В. И. Талевич, Т. Деберо, А. М. Суханина, Г. Э. Тилло, инж. Торнаторе по чертежам архитектора Щусева и под руководством архитектора Агости....
Этот Храм имеет облик русских Церквей XVI и XVII столетий. Архитектор Щусев к тому времени уже был известен в России своими работами в частности, по его проекту была построена мемориальная Церковь на поле Куликовом. Продолжал он работать и при советском правительстве. К сожалению, мавзолей Ленина создан по проекту этого же выдающегося архитектора.
Церковь украшена резным узором в камне. В постройке гармонично сочетаются разные материалы: кирпич, гранит и кафель.
Внутреннее убранство более чем скромно. В это время шла Балканская война, а Европа уже жила предощущением Первой Мировой...

Ментон

Ментон курортный город на французской стороне Ривьеры. Здесь когда-то была многочисленная русская колония. Позади Церкви находится русский старческий дом. Церковь в Ментоне небольшая и скромная в своей архитектуре. Возведена в 1892 году по проекту датского архитектора Терслинга.
В украшениях ее сохранены традиционные черты древних русских Церквей. Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих радости скромна в своем убранстве. Иконостас резного мрамора, одноярусный.
По своду надпись: Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице. У стены справа киот военно-морских офицеров. Эти иконы в деревянных окладах были перенесены сюда из часовни на кладбище.
Само оно находится высоко над уровнем моря.

Ницца

Этот курортный город на юге Франции известен всему миру. Пройдем по улице императора Николая II, свернем на бульвар Царевича и вот он перед нами Никольский собор, самый крупный и самый красивый из всех Храмов Италии и южной Франции.
Храм был возведен в 1912 году и в том же году освящен. Святой синод объявил его Собором в ту пору необыкновенное явление для русской Церкви за границей. Этой чести не удостоилась даже Церковь на Рю Дарю в Париже.
На торжественном акте освящения присутствовали князь Александр Романовский, он же герцог Лейхтенбергский (внук императора Николая I), Великая княжна Анастасия, дочь Великого князя Михаила, видные представители русской колонии, французские власти. Удивительные сплетения обстоятельств и судеб привели к тому, что на этом месте и в этом городе возник такой великолепный Храм.
В Ницце к тому времени уже была русская Церковь, построенная в 1859 году. Но русских в городе стало так много, многие из них живали здесь подолгу и даже приобрели дома, так что старая Церковь не могла вместить всех прихожан.
В 1896 году вдовствующая Императрица Мария Федоровна решила провести зиму в Кап Дай. Она приехала в сопровождении своих детей, Великих князей Георгия и Михаила и Великой княжны Ольги. Императрица надеялась, что мягкий климат поможет Великому князю Георгию, больному туберкулезом.
Общественность через настоятеля Церкви обратилась к Императрице за содействием в постройке нового Храма. Императрице не могла не понравиться эта мысль. Тридцать лет назад здесь, в Ницце, умер ее жених, наследник престола Великий князь Николай Александрович. Здесь же, в Ницце, решилась ее дальнейшая судьба, когда несколько позже она приняла предложение Императора Александра III стать его женой.
Известный архитектор, член Академии Художеств Михаил Тимофеевич Преображенский создал великолепный Храм в лучших традициях XVIXVII веков. Многие черты его напоминают Храм Св. Ильи в Ярославле, Храм Василия Блаженного в Москве, ряд других Церквей, построенных в городах русского Севера.
В выборе материалов для внешней отделки собора Преображенский воспользовался местными материалами и традициями. Использованы были мрамор, известняк особо твердого качества, серый гранит. Изразцы были заказаны частью во Франции, частью во Флоренции. На облицовку Храма пошли кирпичи из Германии они оказались самого высокого качества и имели нежный розоватый оттенок.
При прокладке фундамента обнаружилось, что участок, на котором собирались возводить собор, оказался не подходящим для монументального здания, грунт не мог принять на себя такой нагрузки. Пришлось искать новое место.
В 1902 году Император Николай II дал свое согласие на постройку Храма в Бермонд-парке, который принадлежал ему и находился в центре города. Император Александр II купил этот парк после смерти своего старшего сына и наследника престола Великого князя Николая Александровича. Вилла, в которой тот умер, была снесена, и на ее месте была построена мемориальная часовня в византийском стиле. Иконы были написаны художником Неффом, очень известным тогда в России.
Читаем на плите: Сей соборный Храм сооружен монаршим попечением и щедротами государя Императора Николая II и его Августейшей матери вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Освящен 4/17 декабря 1912 года.
Лик Спаса Нерукотворного и остальные иконы на фасадах собора исполнил художник Фролов по эскизам Васильева.
Особое внимание было обращено на внутреннее великолепие Храма. Ученик строгановской школы живописи Л. Пиановский создал чертежи, по которым иконостас был изготовлен в знаменитой мастерской Хлебникова в Москве из чеканного металла и литой бронзы и затем позолочен.
Образцом служили иконостас Церквей Св. Ильи в Ярославле, Спаса в Ростовском Кремле и некоторых старых Церквей Москвы.
Все иконы иконостаса выполнил иконописец (или как раньше называли изограф) Глазунов. Справа в Церкви стоит высокий массивный мемориальный крест с датой в нижней части 5 мая 1865. Это день смерти Великого князя Николая Александровича.
В нижнем помещении собора устроены трапезная и небольшой музей. В витринах хранятся предметы церковного обихода, облачения, митры, посередине военный мундир.
Основные средства на постройку собора были даны Императором Николаем II и князем Голицыным.
Первая русская приходская Церковь в Ницце во имя святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры в 1959 году отметила столетие своего существования.
В Ницце и окрестностях в то время уже проживало много русских. В большей своей части это были люди богатые и влиятельные, обладающие виллами и роскошными садами. Широкий размах русских празднеств и сказочные траты на общественные увеселения вызывали всеобщее удивление и восторг.
Но была и другая, тоже многочисленная часть русской колонии молодые люди, больные туберкулезом и приехавшие сюда со всех концов необъятной России в последней надежде на исцеление. Но здесь недуг почти всегда обострялся и в конце концов уносил свои жертвы в могилу. Это подтверждают памятники на кладбище.
Остро чувствовался недостаток в Русской Церкви. И приехавшие в Ниццу зимой 1856 года вдовствующая Императрица Александра Федоровна, супруга покойного Императора Николая I, открыла подписку и этим положила начало сбору денег на постройку Храма.
По бокам главного входа в Церковь на каменных плитах на русском и на французском языках высечено: Русская православная Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Освящена 31 декабря 1859 года.
Торжественное освящение Храма состоялось в присутствии Великой княжны Марии Николаевны, дочери Императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный Храм в Западной Европе.
Иконостас выполнен в резном дереве по эскизам члена Императорской Художественной Академии профессора Горностаева и является даром вдовствующей Императрицы Александры Федоровны.
Все изображения иконостаса были написаны в стиле византийских фресок другим академиком профессором Васильевым. На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска.
Русское кладбище в Ницце очень обширное, и можно долго бродить среди могил, читая известные имена: полковник Александр Раевский друг Пушкина, Сергей Сазонов министр иностранных дел России, княгиня Елена Сербская вдова князя Иоанна Константиновича, убитого большевиками в Алапаевске, генерал от инфантерии Николай Юденич...
Здесь погребена княгиня Екатерина Юревская, урожденная Долгорукая. После убиения Императора Александра II и до своей смерти в 1922 году она жила во Франции...
Над некоторыми могилами поставлены миниатюрные часовни по облику часовен севера России. Вот одна из них с надписью: Усыпальница белых воинов. И выше: Милосердием твоим прости и прошением твоим освяти наши грешные души.

Канны

Этот город тоже привлекал к себе русских, и здесь проживало много членов царской семьи. Со временем и здесь возникла острая потребность в православном Храме.
Протоиерей Григорий Остроумов обратился к Великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии в создании русского Храма в Каннах.
В ноябре 1894 года Храм был освящен в присутствии Великого князя Михаила Михайловича и городского муниципалитета в полном составе, которые в память этого торжества вынесли постановление: улицу, на которой находится Храм, переименовать в бульвар Александра III.
Члены императорской семьи и многие состоятельные лица, подолгу проживавшие в Каннах, подарили Храму хоругви, церковную утварь, напрестольный крест, драгоценное Евангелие, множество икон, мраморный иконостас и все иконы для него, паникадила.
Два года спустя Иван Елагин построил на свои средства колокольню и дал семь колоколов для нее. Колокольня гармонично дополнила ансамбль Церкви.
Под Церковью помещается довольно обширный склеп, где находятся гробницы целого ряда известных людей: протоиерея Григория Остроумова, так много потрудившегося на создании Храма, князя Петра Александровича Ольденбургского, Великого князя Петра Николаевича, брата Великого князя Николая Николаевича, адъютанта Императора Николая II, его супруги Милицы Николаевны, дочери черногорского короля Николая I.

Женева

Крестовоздвиженский кафедральный собор был освящен 14 сентября 1866 года. Все средства на постройку были пожертвованы частными лицами, без даров императорского правительства.
Собор стоит в центре города, на холме. Благодаря множеству куполов Церковь имеет особо торжественный вид с любой стороны.
При входе в собор справа находится место погребения епископа Леонтия Женевского, который умер в 1956 году.
Пятиаркадный иконостас каррарского мрамора был создан скульптором Хеннебергером. Столбики по бокам икон повторяют мотив древних русских Церквей. Под крестом высечены слова: Сим победиши. Изображение Христа как бы парит в воздухе.
Царские врата резного кипарисового дерева с позолотой работы художника Рубио.
По обеим сторонам иконы: справа изображение Спасителя, слева девы Марии. Обе иконы известного художника Кошелева, члена Академии Художеств в Петербурге.
На правой двери, ведущей в алтарь, изображение Св. Елены с крестом. Правее, в обрамлении из каррарского мрамора, Богородица с Христом. Эта икона была привезена с Афона, подарок скита Св. Андрея.
Мраморные обрамления для икон подарили Храму супруги князь и княгиня Сергей и Анна Голицыны.

Вэвэ

На противоположном берегу Женевского озера расположен город Вэвэ.
В этом городе была своя русская колония. Живал здесь подолгу граф Петр Андреевич Шувалов (годы жизни 18271889), дипломат, представитель России на Берлинском конгрессе. Дочь графа Шувалова, Варвара Петровна Орлова, в двадцать два года скончалась от родов. Граф хотел похоронить дочь и умершую одновременно с ней внучку Марию за алтарем в церковном саду, для чего был построен склеп. Городские власти не разрешили этого делать, и тело покойной осталось на городском кладбище.

Граф построил Церковь Св. Великомученицы Варвары в память своей дочери, Храм был закончен и освящен в 1878 году.
Заимствуя приемы XVI века, строитель плавно переходит от куба Храма к барабану и куполу двумя ярусами кокошников. Купол красивой формы с чешуйчатым покрытием. Стены Храма изобилуют украшениями.
К главному входу можно подойти от ворот или крытым переходом с южной стороны улицы. В 1950 году благодаря хлопотам епископа женевского Леонтия останки покойной Варвары Петровны и ее дочери были перенесены и погребены в склепе.
Таким образом много лет спустя была исполнена воля строителя Храма графа Петра Андреевича Шувалова.

Висбаден

Церковь св. Елизаветы находится в самом городе на горе Нероберг, и была она построена в 18481855 годах как посмертный памятник Великой княжне Елизавете Михайловне.
Была она племянницей императоров Александра I и Николая I и вышла замуж за герцога Адольфа Нассау.
В 1844 году состоялся торжественный въезд молодых в Висбаден, но и года не прожила здесь молодая жена герцога: в 1845 году она умирает при родах, умирает и только что родившаяся дочь.
Герцог Адольф и император Николай I дают средства на постройку Храма-памятника. Слева в церкви в глубокой нише стоит саркофаг белого каррарского мрамора с изображением герцогини в полный рост. На нижней части саркофага двенадцать апостолов.
Храм изобилует великолепными резными украшениями в камне. Иконы писал художник Карл Тимелеон фон Нефф, профессор Академии Художеств в Петербурге. Многие иконы Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге принадлежат его кисти.
Фрески исполнены придворным художником Якоби. Необыкновенно здесь то, что в куполе вместо принятого изображения Христа Пантократора Око Господне.
На кладбище часовня. Надпись на бронзовой доске гласит: Кладбище для православных устроено христолюбивым попечением благоверной Государыни Великой княгини Елены Павловны на иждивение ее Императорского высочества и Российского министерства иностранных дел. Освящена августа 19/31 дня 1856 года. Здесь похоронены: барон Карл Фридрих фон дер Остен, императорский русский генерал и рыцарь; князь Александр Павлович Урусов; Юлиана Павловна Кюхельбекер, сестра друга Пушкина Карла Кюхельбекера; граф Мусин-Пушкин...

Баден-Баден

Баден-Баден всемирно известный курорт. Сюда на воды и в игорные дома приезжало очень много русских.
В 1857 году брат Императора Александра II Михаил женился на дочери Великого герцога Леопольда Цецилии Аугусте Баденской, в православии принявшей имя Ольги Федоровны. Благодаря ей и бургомистру города была построена Церковь Преображения Господня.
Княгиня Трубецкая и Столыпин приняли деятельное участие в сборе средств. Проект Церкви выполнил архитектор Иван Васильевич Штром, и в 1880 году был заложен краеугольный камень. Внутреннее убранство Храма было создано по эскизам князя Григория Григорьевича Гагарина. Уже в 1882 году начались богослужения, а в октябре 1899 года Император Николай II с Императрицей были в Баден-Бадене и посетили Церковь Преображения.

Штутгарт

Первая русская Церковь в Штутгарте построена в 1776 году в честь венчания Софии Доротеи Вюртембергской с наследником русского престола Павлом Петровичем, будущим Императором Павлом I (годы царствования 17961801).
Став православной, принцесса Вюртембергская назвалась Марией Федоровной. У нее было восемь детей, будущие Императоры Александр I и Николай I. Дочь Екатерина стала Вюртембергской королевой, а дочь Анна женой голландского короля Вильгельма I.
Екатерина Павловна не прожила долго и умерла в 1819 году, неполных три года после замужества. На горе Ротенберг на окраине города король построил Храм-мавзолей, в котором похоронили королеву. Часовня при мавзолее посвящена Николаю-Чудотворцу. Иконостас для нее был привезен из Твери. Богослужения здесь справлялись до 1851 года...
Несколько раньше радением русского посла Александра Горчакова при русском посольстве возникает Церковь и существует до 1851 года. В 1882 году ее иконостас был отослан в русскую Церковь в Ницце.
Одна из дочерей Императора Николая I Ольга Николаевна в 1846 году вышла замуж за Карла Фридриха Вюртембергского. Для нее при дворце соорудили роскошную Церковь. Со смертью королевы в 1892 году Церковь закрыли, а иконостас и прочую утварь сложили в летнем дворце покойной королевы.
В 1895 году Церковь построила Великая княжна Вера Константиновна, дочь Константина Николаевича, брата Александра II. Усилиями ее и русского посла от Императора Александра III было получено разрешение на строительство в городе Церкви, доступной всем. Иконостас и другие церковные предметы из дворца королевы переехали в новую Церковь имени святого Николая. В подвальном помещении расположилась богатая библиотека.
В сентябре 1944 года американские летчики бомбили город. Что не разлетелось на куски, сгорело в огне, охватившем развалины. От Церкви осталась только часть стен...
В 1948 году начались работы по ее восстановлению, шли сорок лет, и теперь Храм предстал в том же виде, каким был до своего разрушения.

Франкфурт

Церковь во Франкфурте во имя святого Николая была заложена в 1965 году, и год спустя в новом Храме состоялось первое богослужение.
Землю, на которой стоит Церковь, город Франкфурт передал Русской Православной Церкви в вечное владение.
Помимо денежных сборов среди русских, дали средства на постройку Храма город Франкфурт, евангелическая Церковь Гессена-Нассау, земля Гессен, католическая епархия города Лимбурга.
Франкфуртский архитектор Древерман спроектировал Церковь в псковском стиле, а иконописец Русак начал роспись Храма в 1972 году и закончил в 1978.

Мюнхен

Монастырь святого Иова единственный русский монастырь в Германии. Находится он в той части города, которая называется Оберменцинг. Основан он был в 1946 году. Вышедшие отсюда монахи заложили Троицкий монастырь в Джорданвилле.
При монастыре основано печатное дело и свечной завод. Само здание монастыря было построено во времена Адольфа Гитлера и предназначалось для ха-йот, то есть для гитлеровской молодежи.

Бад Хомбург

Этот курортный городок находится рядом с Франкфуртом. Церковь Всех Святых была построена в 1899 году по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, брата известного художника и искусствоведа Александра Николаевича Бенуа. Кстати, младшая дочь архитектора, Надежда, мать известного актера Петра Устинова, проживающего в Англии.

Дармштадт

Дармштадт столица Гессенского герцогства. Дочь великого герцога Людовика IV Алликс фон Хессен стала в 1894 году женой Императора Николая II.
Обручение произошло 20 апреля, а спустя несколько месяцев, после неожиданной кончины Императора Александра III, Император Николай II повенчался с принцессой Алликс, в православии принявшей имя Александры Федоровны.
Церковь была возведена в 18971899 годах. Внешнее и внутреннее убранство Церкви было осуществлено в 1903. Проектировал ее архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. За удачное оформление Храма он удостоился звания придворного архитектора.
У этой Церкви так же есть своя трогательная особенность: она построена по почину и на средства Императора Николая II. Он хотел, чтобы Церковь стояла на русской земле. Товарными вагонами по железной дороге привезена была из разных концов России земля, насыпали добавочный холм, на котором и была сооружена Церковь. Мрамор для внутреннего убранства был привезен с Кавказа.
Были привлечены художники Виктор Михайлович Васнецов и Карл фон Нефф. По эскизам Васнецова были сделаны мозаичные изображения на фронтоне Храма и внутри. Они были составлены в Петербурге на пластинах и таким образом доставлены в Дармштадт. Художники из Петербурга Перминов и Кузик по эскизам Васнецова выполнили фрески. Церковь посвящена Марии Магдалене. Ее мозаичное изображение помещено на фронтоне церкви.
Бомбардировки во время Второй Мировой войны нанесли Церкви серьезные повреждения, но к 1976 году она была полностью отреставрирована.

Ваймар

Ваймар столица бывшего герцогства Тюрингии. Центральные улицы этого небольшого городка закрыты для движения, выложены плитами и засажены цветами.
Герцоги в свое время привлекали в город писателей, поэтов, композиторов и художников, и город приобрел большое значение как культурный центр Германии.
На площади перед театром стоит памятник двум поэтам Гете и Шиллеру. Отдавая должное своим великим землякам, город счел нужным поставить саркофаги с их телами рядышком в мавзолее.
В 1804 году герцог Карл Фридрих женится на дочери Императора Павла I Марии Павловне. Она прожила пятьдесят пять лет в Ваймаре и оставила по себе исключительно добрую память.
В своем завещании она заявила, что хочет быть похороненной по православному обряду. Ее сын, герцог Карл Александр, исполнил завещание. Мария Павловна умерла в 1859 году.
В 1860 году был заложен краеугольный камень православной Церкви во имя Марии Магдалены. По планам, присланным из России, постройка Церкви была закончена в 1862 году. Под фундаментом Церкви русская земля, которую привезли из России на шестидесяти больших подводах...
Удивительно красивые пять куполов Церкви расписаны узорами по зеленому фону окисленной меди золотой наводкой.
В Церкви много света. В иконостасе удачно сочетаются цвета слоновой кости с позолотой.

Бад Киссинген

Широкую известность курорт приобрел после того, как сюда съехались для встречи и отдыха в 1864 году Император Александр II с царицей Марией Федоровной, тремя детьми и штатом в восемьдесят восемь человек, австрийский кайзер Франц Йозеф с супругой Сиси и пятьдесят восемь человек сопровождающих и король Вюртенберга Карл I с королевой Ольгой, дочерью Императора Николая I, и с ними сопровождающие. Двумя днями позже туда прибыл и Баварский король Людовик II со своей свитой.
Русская Церковь святого Сергия Радонежского была построена во многом благодаря хлопотам настоятеля русской посольской Церкви в Берлине протоиерея Алексея Мальцева, к тому времени известного переводчика литургических книг на немецкий язык, основателя братства св. Владимира.
В 1898 году был заложен краеугольный камень в присутствии румынского митрополита Иосифа Георгиу. В июле 1901 года Храм был освящен.
Стиль Церкви византийский. И это не случайно. В России торжественно отмечалось 900-летие христианства на Руси, и к этому году в Киеве был торжественно открыт и освящен Храм св. Владимира, тоже в византийском стиле.
Художникам был дан наказ: всю роспись создать в духе Васнецова, из Санкт-Петербурга прибыли художники Дмитрий Киплик, Александр Блазнов и Иван Попов, которые и расписали Храм.
Спроектировал Церковь член Академии Художеств в Петербурге архитектор Виктор фон Шретер.

Бад Емс

Бад Емс расположен по обеим сторонам реки Лан. Горячие сернистые источники были известны еще римлянам. Город зажат с двух сторон горами с крутыми склонами, поэтому его росту самой природой был положен предел.
Русская Церковь находится на правом берегу реки напротив главных курортных зданий на левом берегу и накладывает неповторимый отпечаток на всю местность вокруг.
Прусский король Вильгельм I облюбовал это место и, еще будучи наследником, ежегодно приезжал сюда на воды до самой своей смерти в 1888 году, девяноста лет от роду. Уверяют что был он здоров благодаря водам этого курорта. Здесь часто бывал Император Александр II, коронованные особы из Франции, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии и Сербии.
Воспоминания о днях, когда сюда приезжало много русской знати, до сих пор живет в городе. Лучшим отелем тогда был Русский двор.
В 1876 году здесь была освящена русская Церковь святой великомученицы Александры. Возведена она была радением Императора Александра II. На Храм дали средства кайзер Вильгельм II и русские люди, приезжавшие в Бад Емс. Церковь построена в псковском стиле.
Очень красив двухъярусный иконостас, позолоченная резьба по дереву. В Церкви много света, и она производит жизнерадостное впечатление. Храм не расписан. Было ли это изначальным замыслом неизвестно.

Хельсинки

На площади перед зданием правительства в Хельсинки стоит обелиск, за которым виден русский собор.
Обелиск этот был воздвигнут в память посещения города Императрицей Александрой Федоровной, супругой Императора Николая I, в 1833 году.
Центром города является Сенатская площадь. На ее северной стороне возвышается главный собор города и страны. В середине площади, окруженной правительственными зданиями императорского периода, в 1863 году воздвигнут памятник Императору Александру II.
Размер памятника, аллегорические фигуры, расположенные на каждой из сторон постамента, торжественные фонари по углам и чугунная решетка на цоколе из светлого камня указывают языком архитектуры и скульптуры на тот интерес и благосклонность Императора к финнам, по которым княжество Финляндское заняло особое положение в Российской империи.
Собор внушительного размера. Проект собора создал архитектор Горностаев, оставивший заметный след в строительстве монастыря и скитов на Валааме.
На внешней стене Храма помещена чугунная доска со следующей надписью: Сооружен в царствие Императора Александра II. Основание положено в 1860 году при генерал-губернаторе графе Берге. Отстраивался с 1862 по 1865 год при генерал-губернаторе Рокосовском. Достроен и окончен в 18661868 годах при генерал-губернаторе графе Адлерберге. Освящен 13 октября 1868 года преосвященным Павлом, епископом Выборгским.
Пол, столбы и другие детали сделаны из полированных камней разных пород. Иконостас позолочен. Своды и арки красиво расписаны.

Мариенбад

Перечислить все аристократические и дворянские фамилии, члены которых приезжали на этот курорт, значит дать чуть не полный список русских титулованных и нетитулованных родов России.
Для примера, вот некоторые из них: Багратион-Мухранские, Барклай де Толли, Бобринские, Врангели, Воронцовы, Гагарины, Голицыны, Давыдовы, Долгорукие, графы Зубовы, Игнатьевы, Келлеры, Кочубеи, Куракины, Лобаны-Ростовские, князья Меньшиковы, Мусин-Пушкины, Нарышкины, Паскевич-Эрибанские, Соллогубы, Столыпины, Строгановы, Толстые, Трубецкие, Хованские, Чернышевы, Шаховские, Шереметьевы...
Но этот список был бы неполным, если не упомянуть деятелей культуры и некоторых государственных людей.
Из художников здесь был Орест Кипренский, сделавший здесь два портрета Гёте, которые относятся к лучшим изображениям немецкого поэта. Лечились здесь два поколения Тургеневых, поэты Языков, Тютчев, Вяземский, историк Погодин, писатель Гоголь.
Были здесь писатели Лесков и Гончаров. Композитор Рубинштейн давал концерты. Побывал здесь в 1912 году и Федор Шаляпин.
Русская Церковь была заложена в 1900 году и в июне 1902 освящена во имя Святого Равноапостольного князя Владимира.
Князь Воронцов-Дашков собрал в Петербурге средства на пять колоколов. Как и в остальных церквах Германии и Австрии, во время Первой Мировой войны колокола были сняты как сырье на военные нужды.
Автором проекта Церкви был член Академии Художеств Николай Владимирович Султанов. Все работы безвозмездно вел архитектор Видеман. Русское правительство отметило это тем, что наградило его орденом святого Станислава второй степени.
Стиль Церкви русско-византийский. На фоне стен красного кирпича рельефно выделяются наличники окон и вертикальные столбики под карнизами крыш. Создается впечатление, что на Церковь наброшено кружевное украшение.
Иконостас не поддается описанию. Это тонкая ювелирная работа по перегородчатой эмали. Иконостас был создан в мастерской Кузнецова в Твери и был показан на Всемирной выставке в Париже, где получил Гранд При де Франс. Харьковчанин генерал Петр Петрович Рыковский в 1900 году купил этот иконостас для Церкви в Мариенбаде.

Прага

Церковь святого Николая постройки 1735 года в царствование Императора Александра II была предоставлена русским людям для православного богослужения. Император подарил Храму красивое и оригинальное по замыслу паникадило, которое и сегодня украшает его.

Париж

Русская православная жизнь во Франции ведет свое начало от указа Императора Александра I от 12 февраля 1816 года Об учреждении Церкви греко-российского исповедания при миссии в Париже.
Закладка собора Александра Невского на Рю Дарю состоялась в 1859 году, а в августе 1861 года Храм был достроен и торжественно освящен в день перенесения мощей благоверного Великого князя Александра Невского при большом стечении народа и в присутствии городских властей, российского посла графа Павла Дмитриевича Киселева и представителя императора французов Наполеона III.
Основателем собора явился магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Иосиф Васильев. У него зародилась мысль создать этот Храм на общественные средства, и после многих препятствий по инициативе Императора Александра II пришло разрешение на сбор денег. Сам Император пожертвовал пятьдесят тысяч рублей, святейший синод дал такую же сумму.
Греческий купец Бернадакис дал сто тысяч франков, православные люди других национальностей давали по мере своих возможностей.
План Храма был разработан профессором Санкт-Петербургской Академии Художеств В. Кузьминым.
Весь Храм построен из белого тесаного камня. Западная часть его украшена мозаичным изображением благословляющего Христа на троне работа Бейдемана является копией изображения Спасителя в Храме святого Аполлинария в городе Равенна, в Италии.
В 1867 году Император Александр II был торжественно принят в Париже и молился в соборе 7 июня 1867 года с наследником Александром и Императрицей Марией Александровной по поводу избавления от злодейского покушения на их жизнь в Булонском лесу.
В Храме отпевали многих известных русских людей. Вот некоторые имена: Великий князь Борис (1943 год) и Великий князь Андрей (1956 год) Владимировичи, Великий князь Гавриил Константинович (1955 год), знаменитый певец Федор Иванович Шаляпин (1938 год), Иван Сергеевич Шмелев (1950 год), Иван Алексеевич Бунин (1953 год), академик Петр Струве (1944 год), художник Василий Кандинский (1944 год), служилые и ратные люди, большая часть которых нашли свое упокоение на русском кладбище Сент Женевьев де Буа.
Интерьер Храма создан по примеру Владимирского собора в Киеве, который, в свою очередь, отражает устройство Храма святой Софии Константинопольской.
Икона Вознесения Господня в позолоченной ризе и раме и с резной лампадой дар Императора Александра II и супруги его Марии Александровны в возблагодарение господа за святой его покров и охранение в 25 день мая 1867 года день покушения на жизнь Императора в Булонском лесу.
Собор получил много икон с дарственными надписями. Икона Божией Матери, именуемая скоропослушницей, в позолоченной ризе, установлена в резном, венгерского ореха киоте с надписью: Вечная память вождям и воинам христолюбивого российского воинства за честь и достоинство отечества живот свой положивших и в рассеянии скончавшихся. Подарок от Общевоинского Союза.
Икона Божией Матери Федоровской в серебряной ризе с драгоценными камнями и под резной, орехового дерева сенью, является списком Федоровской иконы 1289 года и была написана художником Каменщиковым в 1850 году, в соборе икона с 1866 года.
Икона с изображением архистратига Михаила в раме из резного венгерского ореха в память начальника и членов Дроздовской дивизии. Под иконой надпись: Вечная память доблестному военачальнику Михаилу Гордеевичу Дроздовскому и всем чинам.
Крест-памятник по убиенной царской семье сооружен обществом ревнителей памяти Императора Николая II.
Начало русского кладбища восходит к 1927 году, когда здесь появились первые русские могилы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в псковском стиле, была освящена в 1939 году. Проектировал Церковь и расписал ее архитектор и художник Альберт Бенуа.

Лейпциг

Русская Церковь в Лейпциге Храм-памятник русской славы, построенный во имя святителя Алексия, митрополита московского (умершего в 1378 году), по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского по примеру Церкви в Коломенском, в Москве.
Храм был освящен 18 октября 1913 года, в день столетия сражения. При освящении присутствовали Великий князь Кирилл, король Фридрих Август Саксонский и кайзер Вильгельм II.
Надпись гласит: Память 22 000 русских воинов павших под Лейпцигом за освобождение Германии. В битве под Лейпцигом 47 октября 1813 года участвовали 127 000 русских, 89 000 австрийцев, 72 000 пруссов, 18 000 шведов. В этих боях пало 22 000 русских, 16 000 австрийцев, 12 000 пруссов, 300 шведов...
Рядом на стене чугунная доска с надписью: Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. 18131945.
Шестиярусный иконостас восемнадцатиметровой высоты подарок донских казаков. Паникадило весом восемьсот килограмм подарок Императора Николая II. Чаши для лампочек сделаны из прозрачной яшмы.
В часовне икона за неугасимой лампадой изображает воскресшего Господа Иисуса Христа, сокрушающего врата ада. Сбоку стоит приспущенное трехцветное боевое знамя. В нишах склепа установлены гробы неизвестных солдат и трех офицеров: генерал-лейтенанта И. Шевича, генерал-майора князя Н. Кудашева, сподвижника Дениса Давыдова и атамана Платова, подполковника А. Юргенева.
Нижняя часть Церкви окружена галереей с трех сторон. На столбах и на стенах Храма прикреплены мемориальные доски с надписями о полках и их потерях в сражении.

Дрезден

Русская Церковь святого Симеона Верхотурского в прежние времена выделялась среди окружающих ее жилых зданий. Немцы писали, что служила она украшением этой части города. Церковь вышла только с легкими повреждениями из бомбардировок сорок пятого года, все дома кругом были уничтожены. Выросшие с тех пор деревья заслонили Церковь от социалистических коробок для жилья.
Построен Храм в 1874 году по проекту архитектора Гарольда фон Боссе. Инициаторами постройки Церкви были царская семья, статский советник Семен Семенович Викулин и его сестра Татьяна Семеновна Наровая. Средства были собраны царской семьей, синодом и прихожанами, оставшуюся сумму дал Викулин.
Иконостас двухъярусный, из белого каррарского мрамора, по примеру собора св. Владимира в Киеве. Царские врата узорчаты и позолочены.

Потсдам

Во время компании 1812 года Пруссия обязана была поставить Наполеону известное количество солдат. В итоге действий в Курляндии было захвачено пленными пятьсот русских солдат. Прусский король Фридрих Вильгельм III отобрал шестьдесят два солдата, из которых создал хор для своего удовольствия, поскольку он очень любил русские песни.
Дочь Фридриха Вильгельма вышла замуж за Императора Николая I. В знак близких отношений прусский король в 1826 году создает в Потсдаме поселение для русских солдат. Эту колонию он окрестил Александровкой в честь Императора Александра I. Распоряжением короля были спроектированы две улицы, расположенные под углом, на манер андреевского креста.
По обеим сторонам были построены дома-срубы по планам, полученным из России. Они единственные сохранившиеся дома военных поселений Аракчеева. В России ни один не сохранился.
Только в трех еще живут потомки русских. На родном языке они не говорят, но имеют русские фамилии. Плетни, огороды, фруктовые сады и завалинки все еще несут на себе отпечаток России.
В 1826 году в присутствии прусского короля на холме, под которым находится Александровка, была заложена русская Церковь. План ее создал архитектор из Петербурга Василий Петрович Стасов. По его замыслу, Церковь должна была представлять копию Десятинной Церкви в Киеве, но в уменьшенном виде.
Прусский архитектор Карл Фридрих Шинкель вел на месте постройку Храма и внес некоторые элементы прусского классицизма во внешнее оформление Храма.
Освящение Церкви, посвященной Святому Александру Невскому, состоялось в 1829 году в присутствии прусского короля и Императора Николая I.

Карлсбад

В средние века и во время тридцатилетней войны город не раз разрушался, но затем опять быстро отстраивался. Первым русским, посетившим его, был Император Петр I. Есть дом, в котором, по преданию, в 1711 и 1712 годах останавливался Петр Великий.
В Карловых Варах не было ни одной фабрики или мастерской, которую не посетил бы Петр I, а в некоторых из них и сам работал. Участвовал он и в постройке одного дома, о чем говорит плита на фасаде дома. Ресторан в этом доме носит название Петр.
На курорте Петр I познакомился с немецким философом Лейбницем, с которым в дальнейшем поддерживал тесную связь. Однажды русский царь на коне взобрался на скалистую верхушку одной из гор курорта. В 1877 году житель Карлсбада скульптор Зейдлин поставил на этой горе памятник.
В 1893 году состоялась закладка Храма святых апостолов Петра и Павла. Автором проекта был академик архитектор Ухтомский, безвозмездно руководил постройкой местный архитектор Видерман. Церковь впечатляет своими размерами и красотой.
Это не первая Церковь в Карлсбаде, но до этого времени все они были временными и помещались в разных гражданских зданиях. Освятил Храм в 1897 году митрофорный протоиерей Александр Алексеевич Лебедев. В сослужении были двенадцать священнослужителей, прибывших из разных российских зарубежных посольств...
Стоят Русские Церкви по всей Европе, как драгоценные шкатулки, на удивление и восхищение всем.

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования