Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Литературоведение >> История отечественной медиевистики >> Биографии | Научные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
Данная публикация содержит нестандартные шрифты. Подробнее смотрите здесь.
Конявская Е. Л., Владимир Владимирович Кусков - учёный и учитель.
4.07.2002 16:39 | Журнал "Древняя Русь", Мир Науки и Культуры
     Журнал "Древняя Русь", 1, 2000

Конявская Е. Л.

Владимир Владимирович Кусков - учёный и учитель.

Исполнился год со дня смерти Владимира Владимировича Кускова, одного из крупнейших специалистов в области древнерусской литературы, доктора филологических наук, профессора Московского государственного университета, академика Академии славянских культур.

Его имя известно всем филологам - вне зависимости от специализации, ибо он - автор учебника, по которому изучали и изучают древнерусскую литературу несколько поколений студентов-филологов. Учебник с 19621 (тогда это был еще «Курс лекций») по 1998 г. выдержал 6 изданий, каждое из которых представляло собой его новую редакцию, где уточнялись определения, принципиальные подходы к основным категориям литературы Древней Руси, конкретизировалась периодизация древнерусской литературы, обновлялась библиография. Так, например, в 4-м издании (1982 г.) по сравнению с 3-м (1977 г.) дописан параграф о «Житии Феодосия Печерского», 4 параграфа переписаны заново, многое уточнено, добавлено.

В Предисловии к 6-му изданию Владимир Владимирович скромно написал: «По сравнению с пятым изданием в текст внесены незначительные изменения», - в то время как им был написан и включен в учебник обширный раздел «Философские основания древнерусской литературы», знакомящий студентов с основами христианского вероучения.

Энциклопедизмом и глубиной оценок отличается в учебнике обзор основных этапов изучения древнерусской литературы. Впрочем, энциклопедизм, основательность знаний - отличительная черта В. В. Кускова. Он был не из тех, кто не придает особого значения тому, что написано до него. Владимир Владимирович внимательно следил за научными публикациями коллег, предшественников, изучал дореволюционную научную традицию. У него существовало непреложное правило: прежде, чем высказаться по какому-либо вопросу, глубоко его изучить. Природа такой установки многопланова: аккуратность - как свойство характера, уважение к чужому мнению (и человеку вообще) - как черта личности и, наконец, категорическое неприятие верхоглядства - как принцип ученого. Он говорил, что этот принцип он перенял у своего учителя - Н. К. Гудзия.

Владимир Владимирович просто не мог ничего делать наспех, кое-как, не до конца, избегая кропотливой черной работы. Так, в его архиве среди конспектов и черновиков мы нашли, например, переписанный его рукой текст «Изборника 1073 г.», которым Владимир Владимирович, видимо, пользовался до публикации памятника в 1983 году.

Биография Владимира Владимировича, быть может, типична для русского интеллигента его поколения. Мать - учительница, отец - юрист, дед -священник, с детских лет учивший внука церковнославянскому языку. Родители развелись, когда Володе было 10 лет. Мальчик остался с матерью, а в 1933 году отец был репрессирован. В 1937 году после окончания школы Владимир поступил на литературный факультет МИФЛИ. Занимался в семинаре по древнерусской литературе Н. К. Гудзия. В августе 1941 уходит на фронт. Всю войну прослужил военным переводчиком, победу встретил в Чехии. Потом была Венгрия, демобилизовался только в декабре 1945.

Еще из Венгрии до демобилизации Владимир пишет письмо в деканат филологического факультета МГУ2 с просьбой выслать ему правила приема в аспирантуру. «И вдруг через неделю, - вспоминает Владимир Владимирович, - я получаю письмо от Николая Каллиниковича». Н. К. Гудзий в это время был уже деканом факультета и приветствовал желание В. В. Кускова поступать в аспирантуру.

В аспирантские годы он встретил свою будущую жену, тоже филолога, Валентину Ивановну Кононову. В 1949 году В. В. Кусков аспирантуру заканчивает, но диссертация не дописана, он защитит ее только в 1952 году. А тогда, в 1949, он вместе с Валентиной Ивановной уезжает в Свердловск. Преподает, руководит кафедрой русской и зарубежной литературы Уральского государственного университета. Он много работал, читал почти все кафедральные курсы, но, вспоминая эти годы, говорил: «Это было самое счастливое время».

В 1967 году В. В. Кусков возвращается в Москву. Отныне и до последних дней его жизнь связана с кафедрой истории русской литературы Московского государственного университета.

Параллельно Владимир Владимирович читал лекции в Академии славянских культур, где был избран академиком. Преподавал в Лицее при МГУ, Православном университете. Читал лекции в университетах Душанбе, Кишинева, Новосибирска, Фрунзе и др. Приглашали Владимира Владимировича и зарубежные университеты. В 1969 - 1970 гг. преподает в Варшаве, в 1973 - 1974 - в университете Огайо, в 1982-1983 - в университете в Хельсинки.

В научном наследии В. В. Кускова немало конкретных исследований. Это, в первую очередь, его кандидатская диссертация «Степенная книга как литературный памятник XVI в.», ряд статей по Куликовскому циклу, Изборникам, Киево-Печерскому патерику. Но главный интерес для него представляли вопросы теоретические: проблемы стилей и жанров, эстетических категорий в литературе и искусстве Древней Руси.

Тяготея к традициям культурно-исторической школы (Н. С. Тихонравова, в первую очередь), В. В. Кусков, тем не менее, был свободен от ее недостатков. «Эстетическое», которое было у этой академической школы не в почтении, для Владимира Владимировича было, можно сказать, центральным понятием в его работах. Он последовательно закладывал основы эстетики Древней Руси. Таковы его работы о категориях прекрасного и безобразного в миросозерцании человека Древней Руси. С докладами и статьями на эти темы Владимир Владимирович выступал на конференциях и на страницах научных изданий в течение всей своей жизни.

Ценным в его подходе является то, что он избегал столь распространенной односторонности в трактовке категорий средневековой духовной культуры. Одни исследователи рассматривали сугубо элитарный книжный пласт литературы, который был доступен лишь узкому слою самого образованного круга духовенства и знати. Другие - низовую «народную» культуру, в характеристике которой (особенно в советский период) зачастую преувеличивался языческий элемент и недооценивалось христианское начало. В. В. Кусков подчеркивал взаимодействие, взаимовлияние и синтез этих двух феноменов в сознании человека того времени: «Следует отметить, - писал он, - что христианская символика в сознании древнерусского человека тесно переплеталась с народно-поэтической. И та, и другая имели общий источник - окружающую человека природу. И если трудовая земледельческая практика народа придавала этой символике земную конкретность, то христианство вносило в нее элементы абстрактности. Так, текст Священного писания понимался и толковался в Средние века не только исторически, но и аллегорически, тропологически и аналогически»3. В те времена все оперировали понятием «двоеверие», а оно неизбежно предполагает некое противоречие, фрагментарность в мировосприятии человека средневековья. Владимир Владимирович говорил о том, что мировоззрение русских, воспринявших христианство как систему через книжное знание, было по сравнению с языческим «более сложным и целостным»4.

Другая магистральная тема В. В. Кускова - система жанров в древнерусской литературе. Как доказал ученый, именно жанр определял характер большинства компонентов художественной структуры произведения древнерусской литературы. Жанр - идеальная модель, определяемая традицией, особенностями адресата, утилитарно-функциональными характеристиками. «Вычитая» ее из художественной структуры конкретного памятника литературы, мы получаем основу для определения его индивидуального художественного своеобразия.

Как последователь культурно-исторической школы, Владимир Владимирович считал, что закономерности литературного процесса надо изучать в тесной связи с историей искусства. Блестящей работой «Дионисий - читатель Жития Алексия»5 В. В. Кусков начал разработку проблемы слова и изображения, взаимодействия литературы и искусства. Статьи, Словарь-справочник «Литература и культура Древней Руси», наконец, спецкурс «Православие и культура», который сначала стал событием на филологическом факультете МГУ, а затем был прочитан в Поморском университете.

Еще одна проблема последовательно разрабатывалась Владимиром Владимировичем: мотивы и традиции древнерусской литературы в литературе Нового времени. По этим проблемам им написан целый ряд статей, где он анализировал преломление древнерусской традиции в творчестве А. С. Пушкина, поэзии начала XIX века, Н. В. Гоголя, А. Н. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Блока, М. Горького.

Все, о чем раньше писать было нельзя, нашло, наконец, свою трактовку и выражение в статьях В. В. Кускова последних 10-ти лет его жизни. Он пишет о русской версии христианской духовности, своеобразии древнерусской православной культуры. Сами за себя говорят названия его статей: «Крещение Руси и древнерусская культура», «Введение христианства на Руси и древнерусская литература», «Светлое Христово Воскресенье», «Первые святые на Руси», «Благодатный воспитатель русского народного духа» (К 600-летию со дня смерти Сергия Радонежского), «Святой князь-воин (Александр Невский)», «Роль православия в становлении и развитии древнерусской культуры», «Роль Афона в развитии культуры Древней Руси XI - XVII вв.».

В круг его научных интересов всегда входила древнерусская агиография. В своей докторской диссертации он описал иерархию типов житий в соответствии с типами святости, сложившимися в ценностном комплексе мировоззрения человека того времени. В начале 80-х Владимир Владимирович подготовил к изданию сборник текстов древнерусских житий - с обширным предисловием, комментарием и переводом. Чтобы завуалировать содержание книги, ее называют «Древнерусские предания».

Во время выхода книги Владимир Владимирович был в Финляндии, где читал лекции в университете в Хельсинки. В один из своих непродолжительных приездов в Москву он показал мне сигнальный экземпляр и сказал: «Скоро будет тираж, тогда подарю». Но «тираж» вышел одновременно со статьей в «Правде»6, где некий Н. Тарасенко порицал Владимира Владимировича за «неуемное восхищение православными святыми». «Как можно объяснить, - восклицает автор статьи, - что суждения, явно идущие в русле церковной традиции, выходят в свет массовым тиражом?» «Совершенно очевидно, - резюмирует он, - что подобным изданиям требуется создать надежный заслон».

Среднее и старшее поколение помнит, что публикации в «Правде» отнюдь не были фактом личной биографии журналиста, а требовали немедленной реакции и оргвыводов. Естественно, было и партийное разбирательство, и «массового тиража» не случилось. «Древнерусские предания» на сегодняшний день являются библиографической редкостью. Кафедра же ответила, что книга не являлась ее «плановой работой», чем вызвала еще большее раздражение идеологов «Правды». Последовала еще одна статья7.

Владимир Владимирович на «разбирательства» в Москву не приезжал, а в «Правду» послал письмо, где писал, что «весьма признателен редакции за то внимание, которое было уделено этой книге в статьях кандидата философских наук Н. Тарасенко». «Я надеялся, - писал дальше Владимир Владимирович, -что подготовленная мною книга принесет пользу широкому читателю, расширит его культурный кругозор. Если этого не получилось, то в этом, несомненно, моя вина». Жизнь расставила все по местам, и, наверное, каждому ясно, чья вина в том, что эта книга и множество других, неизданных и даже ненаписанных, не дошли до «широкого читателя» и не «расширили его кругозор».

В 1990 году В. В. Кусков пишет статью «О социологическом аспекте изучения древнерусской агиографии», в которой подводит итог исследованиям в этой области и намечает задачи дальнейшего изучения житийной литературы. И в последние годы к материалу русской агиографии В. В. Кусков подошел с новых позиций, предложив, по сути дела, оригинальную методологию изучения феномена русской святости. Этот подход не был реализован в полной мере. Он лишь намечался в его отдельных статьях о русских подвижниках. Вновь сказалось стремление к всестороннему исследованию культуры определенной эпохи. Его подход включал изучение агиографического материала на самом широком фоне народного восприятия и почитания святого. Параллели в сельскохозяйственном календарном круге, пословицы и поговорки, приметы, духовные стихи - с одной стороны. С другой - прослеживалась история складывания и распространения культа: обретение и перенесение мощей, канонизация, составление службы, жития, похвалы, сложение иконографического типа, постройка храмов и т. д8.. Он и сам формулировал этот принцип: «Изучение древнерусской агиографии необходимо связывать с изучением текстов церковных служб, помещенных в Служебных Минеях, а также с народным земледельческим календарем - Месяцесловами. Только такое комплексное изучение дает возможность показать значение древнерусской агиографии в народном миросозерцании»9. Нет сомнения, что такой подход действительно может стать основой для самых широких выводов и обобщений, касающихся русской ментальности.

Широта научных интересов и взгляда на медиевистику в целом была всегда отличительной чертой В. В. Кускова. В последние же годы он в своих выступлениях и статьях намечал основные наиболее перспективные направления изучения литературы Древней Руси. Так, он говорил о необходимости всестороннего изучения роли Евангелия в древнерусской литературе (популярность притчи, цитирование и использование евангельских клише, а также жанровые образцы - для жития-мартирия, поучения и т. д.). Столь же важны, отмечает ученый, Апостол и Псалтырь. Указывал он на важность исследования древнерусских сборников, учительного красноречия, гимнографии и ее значения для развития как средневековой, так и Новой литературы, духовных стихов, сказаний о чудотворных иконах. Считал необходимым изучение роли монастырей в развитии культуры Древней Руси, намечал пути разработки подходов к переводной агиографии и ее адаптации на русской почве.

Не меньший вклад в развитие отечественной науки внес В. В. Кусков как научный руководитель, учитель, подготовивший к самостоятельной научной работе десятки молодых ученых. Многие из членов семинара, дипломников Владимира Владимировича поступали в нему в аспирантуру и продолжали трудиться на поприще отечественной медиевистики. Трудно перечислить все темы спецкурсов, которые прочел он своим ученикам в Московском университете. Он возил нас на экскурсии - и не только по Москве, мы ездили в Троице-Сергиеву лавру, в Переяславль-Залесский. Старшие ученики по просьбе Владимира Владимировича опекали начинающих: помогали им в работе с рукописями. Может быть, отчасти и поэтому мы не теряем друг друга, поддерживаем между собой товарищеские отношения.

За годы его преподавательской деятельности под его руководством подготовлены и защищены около 30 кандидатских диссертаций. Большинство из них - работы известных сегодня исследователей-медиевистов, в числе которых - члены редколлегии и авторы нашего журнала: В. П. Гребенюк, В. М. Кириллин, В. В. Калугин, С. В. Козлов, С. В. Минеева, М. С. Фомина и многие другие.

Многоаспектность тем диссертаций его учеников заставляет предположить, что В. В. Кусков имел собственную программу научных исследований древнерусской литературы, которую планомерно осуществлял. Среди тем - исследования творчества отдельных древнерусских авторов: (работы В. А. Грихина, М. В. Антоновой, С. В. Козлова, Л. А. Янковской); жанров и поэтики памятников (О. М. Анисимова, И. А. Кондакова, А. А. Пауткин, И. В. Дергачева, В. М. Хачатурян, Е. А. Верховская); древнерусских сборников (Т. В. Черторицкая, М. С. Фомина); история текста и художественные особенности конкретных памятников (С. В. Минеева, Е. А. Бучилина), своеобразие областных литератур (Г. Ю. Филипповский, П. В. Пятнов, Е. Л. Конявская).

На протяжение всей своей научной и педагогической деятельности Владимир Владимирович публиковал и способствовал публикации текстов памятников и переизданию классических работ отечественных ученых-медиевистов. О бережном отношении к научной традиции писал он в последние годы: «Не пора ли нам подумать о выполнении своего сыновнего долгаи начать издание специальной серии Наше историко-филологическое наследие, в которой издать труды К. Ф. Калайдовича, И. П. Сахарова, П. М. Строева, М. А. Максимовича, Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, Н. С. Тихонравова, В. Н. Перетца, А. С. Орлова, М. Н. Сперанского и др. Не следует ли подумать также, - продолжает он, - о создании небольшого словаря справочника, посвященного выдающимся исследователям-медиевистам?»10

За несколько лет до смерти Владимир Владимирович совершил паломничество в Иерусалим. А за несколько месяцев до болезни, когда, казалось бы, еще ничто ее не предвещало, как истинно русский праведник, предсказал свою скорую кончину. Предчувствуя ее, он принимал то, что его ждет, со спокойным достоинством. Цитировал Екклесиаст и Покаянный канон Андрея Критского: «Приближаетс#, дuше, конецъ, приближаетс#, и нерадиши, ни готовишис#, врем# сокращаетс#, востани, близъ при дверехъ сuд¿# есть: "кw сон¿е, "кw цвhтъ, врем# жит¿# течетъ: что всuе м#темс#». А умер - мы в этом увидели некий знак - в день своего рождения: 31 июля 1999 г.

Библиография научных трудов В. В. Кускова:

Рец.: Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л.,1947 // советская книга. 1948. 7. С. 91-93.

Степенная книга как литературный памятник XVI в. АКД. М., 1952.

Рец.: Молодые голоса. (Молодые голоса: Стихи и рассказы. Свердловск, 1951 // Уральский современник. 1952. 2. С. 275-277.

Выдающийся русский писатель-демократ Д. Н. Мамин-Сибиряк // Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Рассказы и очерки. Свердловск, Сто лет со дня рождения: 1852 - 1952. Свердловск, 1953. С. 7-16.

Мамин-Сибиряк - обличитель капитализма // Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы и очерки. Свердловск, 1953. С. 3-8.

Летопись уральской жизни // Урал. 1957. 1. С. 226-232.

Писатель, критик, педагог: К 60-летию со дня рождения К. В. Боголюбова // Урал. 1957. 2. С. 196-202.

Рец.: Новое исследование о Мамине-Сибиряке. (Груздев А. Д. Н. Мамин-Сибиряк: Критико-биографический очерк. М., 1958) // Урал. 1958. 9. С. 181-182.

Из наблюдений над стилем Степенной книги // Учен. зап. Уральского гос. ун-та. Вып. 28. Свердловск, 1959. С. 259-292.

Рец.: Полезная книга (Прянишников Н. Е. Проза Льва Толстого. Оренбург, 1959) // Урал. 1961. 3. С. 174-175.

Юбилейные конференции (К 150-летию со дня рождения В. Г. Белинского. Резюме выступлений на филол. фак-те Уральского ун-та) // Урал. 1961. 8. С. 177-178.

Курс лекций по истории древнерусской литературы: Учеб. пособие для студентов-заочников филол. фак-та. Свердловск, 1962.

Североуральская археографическая экспедиция 1959 г. // ТОДРЛ М.; Л., 1962.

В. Г. Белинский и «Слово о полку Игореве» // Проблемы историко-литературного процесса. Свердловск, 1965. С. 140-147.

Традиции Н. В. Гоголя в исторической повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови» // Свердловский литературный музей им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. Доклады 1964. Свердловск, 1965. С. 38-51.

История древнерусской литературы. Курс лекций: (Учеб. пособие для студентов гум. фак-тов гос. ун-тов и пед. ин-тов). 2-е изд. М., 1966.

Мир Льва Толстого на экране // Вечерний Свердловск. 1966. 12 ноября.

На лекциях и в семинаре МИФЛИ // Воспоминания о Николае Каллиниковиче Гудзии. М., 1968. С. 56-64.

Древнерусская литература и искусство в оценке М. Горького // Роль М. Горького в развитии советской и мировой культуры. Тезисы докладов. М., 1968. С. 15-18.

Представления о прекрасном в древнерусской литературе // Проблемы изучения художественного произведения: (Методология, поэтика, методика). Тезисы докладов. Ч. 1. М., 1968. С. 52-54.

Дионисий - «читатель» жития Алексия // ТОДРЛ. М.; Л., 1969. Т. 24. С. 175-179.

Дар ученого университету. (О передаче б-ки Н. К. Гудзия науч. б-ке МГУ) Вестник МГУ сер. 10. Филология. 1969. 1969. 3. С. 95-96.

Представления о безобразном в древнерусской литературе // Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художественной литературы. М., 1969. С. 55-56.

Ленинская концепция народничества и проблемы народа в русской литературе второй половины XIX века // Slavia Orientalis. 1970. 4. S. 347-361.

Ф. М. Достоевский и древнерусская литература // Przeglad Humanistyczny. 1971. 5. S. 1-14.

Некоторые вопросы взаимосвязи литературы и искусства Древней Руси // Jezyk Rosyjski. 1971. 1. S. 48-53.

Обсуждение проблем социалистического реализма // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1971. 3. С. 88-90.

Мотивы древнерусской литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология 1971. 5. С. 22-28.

Представление о прекрасном в древнерусской литературе // Проблемы теории и истории литературы // Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовский курсах М., 1972. С. 43-45.

Программа курса «История русской литературы» для гос. ун-тов. Спец. рус.яз. и лит-ра М., 1972.

Филологические факультета университетов к 50-летию образования СССР Филол. фак-т Моск ун-та // Филол. науки. 1972. 6. С. 99-102.

Мотивы древнерусской литературы в русской романтической поэзии первой четверти XIX века. М., 1973. (Докл. на Международном съезде славистов).

Пьесы школьных театров Москвы / Изд. подгот. О. А. Державина, А. С. Демин, В. В. Кусков и др. Под ред. А. С. Демина. М., 1974.

В университете штата Огайо // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1975. 4. С. 495-498.

«Слово о полку Игореве» и изобразительное искусство // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1976. 3. С. 25-30.

История древнерусской литературы: (Учебник для филол. спец-тей ун-тов и спец-ти «Журналистика»). 3-е изд., испр. и доп. М., 1977.

Пламенное слово: Проза и поэзия Древней Руси / Сост.: В. В. Кусков, С. С. Жемайтис; Под общ. ред. В. В. Кускова М., 1978.

Связь поэтической образности «Слова о полку Игореве» с памятниками церковной и дидактической письменности XI - XII вв. // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI - XVII веков. М., 1978. С. 69-86.

Николай Каллиникович Гудзий (1887-1960) // Вестник МГУ .Сер. 9. Филология. 1979. 6. С. 62-65.

Вячеслав Федорович Ржига (1883 - 1960) // там же. С. 66-69.

У истоков русской литературы: Краткий очерк развития литературы Древней Руси // Русский язык за рубежом. 1979. 2. С. 99-106; 3. С. 107-113; 4. С. 115-119.

Великий подвиг русского народа (к 600-летию Куликовской битвы) // Русская речь. 1980. 4. С. 46-51.

Знаменательное событие русской истории (о Куликовской битве) // Русский язык за рубежом. 1980. 4. С. 46-51.

Жанры и стили древнерусской литературы XI - первой половины XIII в. АДД. М., 1980.

Осмысление поэтических образов древнерусской литературы в цикле стихотворений А. Блока «На поле Куликовом» // Вестник МГУ Сер. (. Филология. 1980. 6. С. 12-17.

A History of Old Russian Literature / Trasl. from the Russ. by Ronald Vroon. Moskow, 1980.

На Непрядве: К 600-летию исторической битвы на поле Куликовом: Сб. / Общ. ред., вступ. ст. и примеч. М., 1980.

Куликовская битва в русской литературе XV - начала XX в. // Там же. С. 5-24.

Ретроспективная историческая аналогия в произведениях Куликовского цикла // Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. С. 39-51.

Характер средневекового миросозерцания и система жанров древнерусской литературы XI - первой половины XIII века // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. С. 3-12.

Мать городов русских // Русский язык за рубежом. 1982. 4. С. 100-107.

Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика // Методология литературоведческих исследований. Praha, 1982. С.38-47.

История древнерусской литературы: Учебник для студентов филол. спец-тейун-тов. 4-е изд., испр. и доп. М., 1982.

Древнерусские предания (XI - XVI вв.) / Сост, вступ. ст. и коммент В.В. Кускова. Подгот. древнерус. текста и пер. В. В. Кускова, В. А. Грихина, Г. Ю. Филипповского. М., 1982.

Эстетические представления в Древней Руси // Эстетика и жизнь. М., 1982. Вып. 7. С. 121-141.

Мотивы и образы древнерусской литературы в творчестве Ф. М. Достоевского // Труды по рус. яз. и лит. Вып. 4. Каф. рус. яз. ун-та Ювяскуля. Ювяскуля, 1982. С. 2-11.

Рец.: Изучение текста. (Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы X - XVII веков.Л., 1983) // Вопросы литературы. 1984. 4. С. 90-96.

Сражающееся Слово //Русская речь. 1985. 4. С. 3-7.

Рец.: Живое Слово. (Слово о полку Игореве. Свердловск, 1985) // Урал. ; 7. С. 186-188.

Древнерусская литература в исследованиях. Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец-тей вузов / Сост. В. В. Кусков. М., 1986.

История древнерусской литературы: Учеб пособие для студентов пед ин-тов / В. В. Кусков, Н. И. Прокофьев. Л., 1987.

Крещение Руси и древнерусская литература // Русский язык за рубежом. 1988. 4. С. 99-113.

Введение христианства на Руси и древнерусская литература // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1988. 4. С. 12-19.

Теория и практика литературоведческих и лингвистических исследований: Сб. ст. / Под ред. В. В. Кускова, Л. В. Златоустовой. М., 1988.

Историческая аналогия событий и героев «Слова о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. М., 1988. С. 62-79.

Культура и просвещение в X - первой половине XIII века: Школы древнерусского государства // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. М., 1989. С. 30-39.

Поэтическая фразеология «Изборника 1076 года // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 1. С. 52-75.

«Язык» древнерусской культуры // Slavia Orientalis. 1969. ¾. S. 311-324.

О социологическом изучении древнерусской агиографии // Вестник МГУ Сер. 9. Филология. 1990. 2. С. 3-12.

Россов усердный защитник (Александре Ярославиче Невском) // Русский язык за рубежом. 1991. 1. С. 93-98.

Светлое Христово Воскресенье // Русский язык за рубежом. 1991. 2 С. 5-19.

Первые святые на Руси // Советская библиография. 1991. 4. С. 50-53.

Осенне-зимний народный календарь // Русский язык за рубежом. 1991. 5. С. 4-13.

«Благодатный воспитатель русского народного духа» (К 600-летию со дня смерти Сергия Радонежского) // Советская библиография. 1992. 1. С. 40-43.

«Добрый страдалец за Русскую землю» (О Владимире Мономахе) // Советская библиография. 1992. 2. С. 46-50.

Святой князь-воин (Александр Невский) // Библиография. 1992. ¾. С. 53-56.

В. Ф. Ржига. Гармония речи «Слова о полку Игореве» (пер. с укр. и публ.) // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1992. Сб. 5. С. 5-29.

Из истории русской культуры. Осенне-зимний календарь. Сентябрь-октябрь // Русский язык за рубежом. 1992. 3. С. 31-42.

Андрей Николаевич Робинсон (1917-1993) // Российский литературоведческий журнал. 1993. 2. С. 264-265.

Критические раздумья о современных научных изданиях памятников древнерусской литературы // Вестник МГУ Сер. 9. Филология. 1993. 5. С. 36-37. (В соавторстве с Н. И. Прокофьевым)

Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / О. А. Анисомова, В. В. Кусков, М. П. Одесский, П. В. Пятнов. Под ред. В. В. Кускова. М., 1994.

Н. К. Гудзий - создатель первого советского вузовского учебника по истории древнерусской литературы // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 6. Ч. 2. С. 476-484.

Юбилей Веры Александровны Апухтиной // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. 1. С. 139-140. (В соавторстве с О. С. Октябрьской)

Повести о трагических событиях отечественной истории // Русская словесность. 1996. 1. С. 7-13.

Связь времен. О связях древнерусской литературы с литературой Нового времени (XVIII - первая половина XIX в.) (К 90-летию со дня рождения академика Д. С. Лихачева) // Вестник МГУ сер. 9. Филология. 1996. 4. С. 22-33.

Повести о начале Москвы // Русская словесность. 1997. 3. С. 7-11.

Проблемы историзма древнерусской литературы XI - XII вв. // ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50. С. 303-309.

Роль православия в становлении развития древнерусской культуры // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. М., 1997. Т. 1. С. 108-122.

Роль Афона в развитии культуры Древней Руси XI - XVII вв. // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 238-248.

Древнерусская литература и наша современность // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. М., 1998. С. 26-34.

История древнерусской литературы: Учебник для филол. спе-тей. вузов. 6-е изд., испр. и доп. М., 1998.

Достижения и просчеты русской медиевистики // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998. С. 270-276.

Молитва у А.С. Пушкина // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1999. 2. С. 7-11.

Православные мотивы в поэзии Н. А. Некрасова // Русская литература XIX века и христианство. М., 1999. С. 134-140.

А.С. Пушкин и древнерусская литература // Русский язык за рубежом. 1999. 2. С. 36-45.

96. Учительная литература // Российская педагогическая энциклопедия М., 1999. Т. 2.. С. 492-494.


1.За учебник В. В. Кускову была присуждена Ломоносовская премия I степени.

2.МИФЛИ во время войны влился в МГУ.

3.Кусков В. В. Эстетические представления в Древней Руси // Эстетика и жизнь. М., 1982. Вып. 7. С. 124.

4.Там же. С. 123.

5.Кусков В. В. Дионисий - «читатель» жития Алексия // ТОДРЛ. М.; Л., 1969. Т. 24. С. 175-179.

6.Тарасенко Н. Время искать // «Правда» 1983, 15 мая. С. 3.

7.Тарасенко Н. Чем счастлив человек. «Правда» выступила, что сделано? // «Правда». 1983, 16 июля. С. 3.

8.См. Кусков В. В. Первые святые на Руси // Советская библиография. 1991. 4. С. 50-53.

9.Кусков В. В. Роль православия в становлении развития древнерусской культуры // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. М., 1997. Т. 1. С. 121.

10.Кусков В. В. Н. К. Гудзий - создатель первого советского вузовского учебника по истории древнерусской литературы // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 6. С. 483- 484. Сам Владимир Владимирович внес серьезный вклад в сохранение научной традиции - «связи времен» - в отечественной медиевистике: им подготовлена и издана Хрестоматия «Древнерусская литература в исследованиях», написаны краткие справочно-биографические очерки о выдающихся русских медиевистах в Словаре-справочнике.


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования