Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> Отечественная история >> История русского зарубежья | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Обзорные статьиПравославие за рубежом: проблемы архивного наследия

СообщениеРусское зарубежье и архивы

Аннотации книгЗарубежное архивоведение

ДиссертацииНаучно-педагогическая деятельность русских историков-эмигрантов в США

Аннотации книгБачурина О.Н. Вчерашние книги это, как правило, завтрашние дела

ДиссертацииНаучно-педагогическая и просветительская деятельность А.В. Бабина

Обзорные статьиК истории русской эмиграции в Китае: архивные фонды Музея русской культуры на микрофильме

Научные статьиТеоретические основы археографии с позиций современности

Научные статьиТеоретические основы археографии с позиций современности

Аннотации книгИстория русского зарубежья в публикациях серии Материалы к истории русской политической эмиграции

Обзорные статьиМатериалы по истории книжного дела русского зарубежья в Бахметьевском архиве

Анонсы конференцийПариж и русская эмиграция на Дальнем Востоке

Аннотации книгРоссийская эмиграция (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование

ДиссертацииРусская художественная эмиграция в Европе

КнигиВласть и советское общество в 1930-е годы: англо-американская историография проблемы

Архив Муз Проблемы собирания зарубежной архивной Россики
17.06.2002 18:48 | Русское Зарубежье
     Сиротинская И.П. Проблемы собирания зарубежной архивной Россики. (По материалам Российского государственного архива литературы и искусства) // Культурная миссия Российского Зарубежья: История и современность. Сборник статей. - М.: Российский институт культурологии. - 1999. - С. 131-135

Проблема информационного воссоединения метрополии и диаспоры применительно к документам русской культуры имеет, на наш взгляд, три пути решения:
привлечение в государственные хранилища документов зарубежной архивной Россики (приобретение у частных лиц, на аукционах и т.д.);
обмен копиями документов с зарубежными архивовладельцами (библиотеками, архивами, коллекционерами и др.);
создание единого информационного пространства в сфере источников по истории российской культуры на базе компьютерной техники.
Российский государственный архив литературы и искусства (б. ЦГАЛИ) всегда считал одной из своих основных задач собирание в едином хранилище документов по истории русской культуры. как находящихся в России, так и за рубежом. В настоящее время архив хранит около 15 млн. документов по истории русской литературы и культуры XVIII-XX вв.
Архив постоянно стремился восполнять лакуны, оставляемые официальной историей культуры. Поэтому в нем сосредоточивались, с одной стороны, архивы репрессированной литературы и искусства (архивы А. Солженицына, А. Платонова, В. Шаламова, Ю. Домбровского, В. Мейерхольда, А. Таирова, П. Филонова), а с другой из-за рубежа поступали, начиная с 50-х годов, архивы Н. Бердяева, А. Ремизова, М. Осоргина, Н. Евреинова, А. Аверченко, С. Маковского, М. Добужинского, Н. Тэффи, М.Чехова, А. и И. Мозжухиных, А. Гречанинова, С. Траилина, А. Бенуа, Б. Зайцева, Л. Андреева, К.Коровина, М.Ларионова, Н. Гончаровой и многих других.
Многим архив обязан И.С. Зильберштейну, передавшему в его фонды свои парижские находки дневник Аннет Олениной (от ее правнука), альбом Александры Ивановны Давыдовой с акварелями декабриста Николая Александровича Бестужева, Петра Борисова, Александра Поджио, письма И.С. Тургенева к Полине Виардо, фотографии И.А. Бунина, А.И. Куприна, архив М.В. Добужинского и др.
Особую ценность представляет альбом Анны Алексеевны Олениной, в которую был влюблен Пушкин. Он часто бывал в доме ее отца, и след этих встреч, бесед, признаний остался в дневнике юной фрейлины императорского двора: Анета знала его, когда была еще ребенком. С тех пор она восторженно восхищалась его увлекательной поэзией. Она тоже захотела отличить великого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев.... Драгоценные живые штрихи портрета Пушкина хранят эти дневниковые записи.
Альбом А.И. Давыдовой Сибирь содержит двадцать семь акварелей и сепий, одну гравюру и одну фотографию, среди них двенадцать акварелей Николая Александровича Бестужева, на которых изображен Читинский острог и его окрестности, Петровсвкий завод, дома Е.И. Трубецкой и А.Г. Муравьевой памятные для российской истории места.
Всего из-за рубежа поступили в подлинниках 126 фондов и дополнений к фондам РГАЛИ (более 40 тыс. документов, ок. 20 тыс.ед.хр.). При этом поступления из фондов Российского зарубежного исторического архива в Праге составляют 43%, остальные шли из личных архивов. Наиболее объемные фонды поступили из Франции около 70% общего объема зарубежных документов.
Кроме того, архив получил в копиях документы по история? русской культуры из Гуверовского института, Гарвардского колледжа, Вашингтонского университета, библиотеки Конгресса США} Национального центра научных исследований Франции, Национальной библиотеки Франции, Матицы Сербской, Женевского университета, Чехословацкого госархива и др. (5 000 кадров микрокопий, 500 ед. хр. ксерокопий к 42 фондам).
В виде копий поступили рукописи и письма М.А. Бакунина, АА. Блока, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, С.М. Эйзенштейна, С.А. Есенина, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева и др.
Ниже пойдет речь о поступлениях, полученных от частных лиц на открытое хранение и интенсивно использованных исследователями.
Архив Михаила Александровича Чехова поступил в 1967-1968 гг. из США от Ксении Карловны Чеховой, составил 258 ед.хр. Это роли, эскизы костюмов, фото в ролях, воспоминания, биографические повести, статьи, рисунки, письма М. Добужинского, Ю. Елагина, С. Рахманинова, К. Станиславского, С. Эйзенштейна и других.
В 1986 г. вышел в свет подготовленный на основе материале этого фонда ЦГАЛИ совместно с музеем МХАТ двухтомник Литературное наследие М.Чехова, сразу же ставший библиографической редкостью и явивший новую ипостась великого артиста получивший самые высокие оценки актеров, специалистов и прессы. В 1995 г. вышло дополненное издание двухтомника.
В 1966 г. Клеопатра Андреевна Мозжухина, вернувшись в Россию, передала в ЦГАЛИ архив А.И. и И.И. Мозжухиных общим объемом 662 ед.хр. (ок. 5 тыс. документов). Это ценнейшее собрание документов и материалов по истории немого кино в России, звездой которого был И.И. Мозжухин, его дальнейшей судьбы за рубежом, связей с корифеями мирового киноискусства. В архиве А.И. Мозжухина содержатся также помимо материалов фондообразователя уникальные документы рукописи М.П. Мусоргского, рисунки А. Бенуа. Материалы привезенного К.А. Мозжухиной и переданного ею в дар собрания документов и мемориальных Предметов послужили основой для экспозиции соответствующих разделов Бахрушине кого музея, Пензенского краеведческого музея. Архив интенсивно используется для экспозиций, изданий, исследовательских работ. Сейчас готовится совместная с французской синематикой выставка и иллюстрированное научное издание Русские в Париже, в котором будут представлены материалы архива И.И. Мозжухина.
С признательностью надо вспомнить Анну Александровну Черкесову-Бенуа. Ей мы обязаны архивом А. Бенуа. Иллюстрации к Капитанской дочке (44 акварели и рисунки), портреты, эскизы декораций А. Бенуа, рукописи его статей и воспоминаний, письма М. Добужинского, Б. Зайцева, В. Кандинского, С. Лифаря, Н. Рериха, К. Сомова, М. Шагала около 500 ед.хр. передала она ЦГАЛИ. Фонд А. Бенуа, идеолога и создателя Мира искусства это золотой фонд коллекции РГАЛИ по изобразительному искусству Серебряного века. Вот строки А. Бенуа из письма к И.С. Зильберштейну от 31 авг. 1957 г.: Друзья все советуют, чтоб я продал все ^свои рукописи и весь здешний мой архив какому-нибудь из американских музеев, собирающих разные исторические документы; мне же было более по душе, если бы все это было приобщено к тому, что уже оказалось в хранилищах моей родины... (Александр Бенуа размышляет. М., 1968. - С.657-658). Александр Бенуа размышляет великолепная книга составлена и издана И.Зильбер-Мггейном по материалам этого архива. Рисунки А. Бенуа часто экспонировались на выставках, воспроизводились в печати.
А.А.Черкесова-Бенуа передала в ЦГАЛИ также архив К.Коровина, содержащий более 200 ед.хр., в том числе воспоминания художника, написанные удивительно ярко и талантливо; Константин Коровин вспоминает (М., 1971) интереснейшая книга, подготовленная И. Зильбер штейном и имеющая своим истоком этот архив.
Сыновьям Л. Андреева Валентину Леонидовичу и Вадиму Леонидовичу РГАЛИ благодарен за переданные ими рукописи отца, письма И.А. Бунина, А.И .Куприна, А.М. Горького, Вл.Ив. Немировича-Данченко и др. Часть материалов архива Л. Андреева хранится в библиотеке Гуверовского института, другая в Колумбийском университете, что-то находится в Русском архиве в Лидсе. Такая раздробленность архивов как бы отражение судеб людей, которых революции и войны XX в. разбросали по разным городам и странам.
От Веры Николаевны Буниной-Муромцевой получена часть архива И.А. Бунина (200 ед. хр.). Рукописи романов, повестей, статей, воспоминания, письма А. Куприна, Ф. Степуна и др.
В I960 г. ЦГАЛИ получил из Франции архив философа Н.А.Бердяева, составивший 1007 ед.хр. и включающий рукописи статей, докладов, трактатов, письма Бердяева к С.Н. Булгакову, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковскому, Л.И. Шестову и др. В настоящее время по материалам этого фонда РГАЛИ готовит однотомник неопубликованных ранее произведений Н.А. Бердяева.
Уместно отметить, что многое из полученного рассказ Л. Андреева, письма Н.К. Рериха и др. уже опубликовано в вышедших книгах сборника Встречи с прошлым.
Борис Константинович Зайцев передал в ЦГАЛИ часть своего архива в 1966 г., а в 80-е годы получены некоторые материалы от его дочери Н.Б. Соллогуб. Его рукописи, письма, фотографии сохранили бесконечно обаятельный облик этого писателя.
В результате активной собирательской деятельности в РГАЛИ сложились целые комплексы взаимосвязанных фондов, документов и материалов о многочисленных художественных течениях и направлениях в русской литературе и искусстве. Например, комплекс фондов художников Мира искусства (А. Бенуа, М. Добужинского, К. Коровина, С. Судейкина, коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского и др.) или комплекс фондов писателей-сатириков конца XIX начала XX в. (А. Аверченко, Дон-Аминадо, Н. Тэффи). Публикации из этих фондов осуществлены в наши дни и имели большой успех.
В целом же собрание документов, поступивших из-за рубежа, представляет собой ценнейший источник по истории русской литературы, искусства и философской мысли XIX-XX вв., а особенно рубежа веков.
Зарубежные поступления значительно обогатили архивные фонды, в какой-то степени предотвратили опасность односторонне--го, тенденциозного подбора источников для изучения русской литературы и искусства. Но, разумеется, задача создания возможно более полной коллекции, воссоединяющей метрополию и диаспору русского искусства, не решена.
Фонды И. Бунина и Л. Андреева, Ф. Шаляпина и Н. Бердяева и многих других разрознены и разбросаны по различным архивов хранилищам мира. Нет пока в России архивов В. Набокова и Н. Берберовой, Г. Иванова, Г. Адамовича и многих других.
Документы, представляющие собой отдельные составные части единых фондов, находятся в разных странах в библиотеке Колумбийского университета (документы А. Герцена), Русском архиве в Лидсе (документы Л. Андреева), Национальной библиотеке Франции (документы А. Герцена, К. Бальмонта), Британском музее (документы А. Герцена) и др.
Предпринимаемая Государственной Архивной службой РФ попытка воссоединения русских архивов в едином информационном пространстве в определенной степени компенсирует отрицательные стороны этого разъединения национального наследия.
РГАЛИ оперативно совершенствует научно-справочный аппарат к документам Русского Зарубежья. В начале 1994 г. с помощью французских издателей вышел в свет Краткий справочник по ранее закрытым фондам РГАЛИ, где содержится немало сведений об архивах, поступивших из-за рубежа в составе фондов Русского зарубежного исторического архива и Русского культурно-исторического музея в Праге. Вместе с готовящимся справочником по документам бывшего РЗИА он составит информационную базу, которая позволит в значительной степени ликвидировать пробелы информации по архивным фондам зарубежной Россики.
На основе компьютерной техники необходимо создание баз данных по документам российской культуры метрополии и диаспоры. РГАЛИ с помощью Рурского университета (Германия) осуществляет создание CD-ROM на основе 7 выпусков путеводителей по фондам РГАЛИ. В индекс будет введена практически вся информация путеводителей. CD-ROM предполагается распространить в России и за рубежом.
Необходима разработка программы, предусматривающей выявление документов Россики, предполагаемых к приобретению, копированию и введению в БД. Разработка программы, как представляется, предполагает этапы:
1) Сбор информации (осуществление командировок, подготовка заказов на копирование, ведение предварительных переговоров с Владельцами документов).
2) Разработка и утверждение программы, согласование сроков, объемов финансирования и т.п.
3) Выполнение программы: разработка CD-ROM и других видов справочников по документам российской культуры; приобретение документов зарубежной архивной Россики, согласно достигнутым договоренностям; осуществление копирования документов в соответствии с согласованными заказами. Только государственная координация этой работы, научная координация заинтересованных учреждений, общественных организаций И частных лиц и достаточное финансирование всех трех этапов программы помогут решить эту важную общенациональную задачу.

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования