Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука | Тезисы
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
Фомина М. С., Сироткина И. Д., Научная конференция памяти Владимира Владимировича Кускова.
4.06.2002 15:21 | Мир Науки и Культуры
     Журнал "Древняя Русь", 3, 2001

Фомина М. С. , Сироткина И. Д.

Научная конференция памяти Владимира Владимировича Кускова

9 ноября 2000 г. в Государственной академии славянской культуры состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося исследователя древнерусской литературы доктора филологических наук, профессора Владимира Владимировича Кускова (1920 - 1999).

Перед началом конференции в Академическом домовом храме преп. Серафима Саровского архим. Иеронимом была отслужена панихида.

В зале присутствовали ученики и коллеги ученого.

Вступительное слово произнесла ректор Государственной академии славянской культуры, академик, доктор философских наук, профессор И. К. Кучмаева. В. В. Кусков являлся преподавателем Академии славянской культуры со дня ее основания до 1996 г., был избран академиком ГАСК и до своих последних дней не терял связи с Академией. В своем теплом и проникновенном выступлении И. К. Кучмаева поделилась воспоминаниями о Владимире Владимировиче как о человеке и преподавателе. Эти две составляющие были в нем неразрывны, ибо его поступки в повседневной жизни были проникнуты теми же высокими нравственными принципами, которые он стремился внушить студентам на занятиях.

Ученик Владимира Владимировича, заместитель Генерального директора Российского гуманитарного фонда, доктор филологических наук В. П. Гребенюк рассказал о жизненном пути В. В. Кускова - от студента ИФЛИ до профессора Московского государственного университета.

Затем слово было предоставлено вдове В. В. Кускова В. И. Кононовой. Валентина Ивановна искренне поблагодарила устроителей конференции, руководство ГАСК за память о Владимире Владимировиче. К словам благодарности присоединились и его ученики. В рамках конференции Валентина Ивановна представила новую книгу избранных трудов В. В. Кускова «Эстетика идеальной жизни» (М., 2000). В книге собраны статьи ученого разных лет, посвященные исследованиям древнерусской литературы, культуры, традиций литературы Древней Руси в русской литературе Нового времени. Две статьи: «О некоторых особенностях стиля Степенной книги» и «Монастыри России» опубликованы впервые.

На этом пленарная часть была завершена, и участники конференции перешли непосредственно к научным докладам.

стр. 114

Первым выступил А. М. Камчатнов. В докладе «Концепция покаяния в русском языковом сознании» автор проследил понятие «покаяние» в католической и христианской традициях.

Несколько выступлений было посвящено «Слову о полку Игореве». В докладе Л. И. Алехиной рассмотрено художественно-композиционное значение женских образов в «Слове». Проанализировав образную систему памятника, она отметила их композиционную и лексическую взаимосвязь, а также их ключевое место в основной сюжетной линии (поход - плен - побег - возвращение). Образ Ярославны, с необыкновенной силой раскрытый в плаче, предварил, по мнению исследователя, важнейшую для автора «Слова» мысль о путях Божиих. В докладе А. Н. Ужанкова «От старого Владимира до нынешнего Игоря» исследовался принцип ретроспективной исторической аналогии в «Слове о полку Игореве». Сопоставительному анализу подверглись два похода на половцев в 1185 и 1111 годах. Вызванный гордыней и желанием славы, поход Игоря Святославича в Половецкую степь в интерпретации автора «Слова» стал негативным отражением благочестивого похода Владимира Мономаха 1111 г.

Г. Ю. Филипповским был прочитан доклад «Поэтика экспозиции в литературных памятниках Руси XII в.»

В выступлении А. А. Пауткина «Князь-младенец в летописном повествовании XI-XIII в.» три известных летописных текста, которые читаются в «Повести временных лет», Суздальской и Галицкой летописях соответственно под 946, 1128, 1208 г., рассматриваются как фрагменты, восходящие к эпической традиции. Ситуации, описываемые в этих отрывках, различны, но вместе с тем все они строятся на основе одного архетипа. Несомненно, что летописец учитывает опыт своих предшественников.

В докладе Е. Л. Конявской «Авторское самосознание в летописях XII-XIII в.» на материале ряда текстов Новгородской первой и Ипатьевской летописей рассмотрены особенности авторского самосознания древнерусского летописца.

Несомненный интерес аудитории вызвал доклад В. М. Кириллина «Нумерологическая структура текста как индекс повествовательной манеры Епифания Премудрого и проблема атрибуции памятников древнерусской литературы». По мнению докладчика, сравнение нумерологических пассажей «Жития Сергия Радонежского», «Стефана Пермского» и «Слова о князе Дмитрии Ивановиче» обнаруживает тождественность авторской стилистической манеры, что позволяет судить об авторстве Епифания Премудрого в «Слове о князе Дмитрии Ивановиче».

Доклад С. В. Минеевой был посвящен региональному аспекту в изучении древнерусской агиографии.

Новый материал был представлен в докладе О. В. Гладковой «Рукописная традиция «Жития Исидора Твердислава», которая выявила 17 списков жития, разделив их на 6 редакций. Впервые появилась возможность определить время создания «Жития»: рубеж XV-XVI в. Сделанные автором ценные наблюдения над историей этого малоизученного памятника дали возможность по-новому взглянуть на традицию составления житий русских юродивых.

Ряд докладов был посвящен актуальному направлению связи древнерусской литературы и литературы Нового времени. Таковы доклады Е. В. Николаевой «Древнерусская литературная традиция в творчестве Льва Толстого», Л. А. Сугай «Древнеславянские и древнерусские мотивы в творчестве символистов», Н. И. Пак «Образы христианской культуры в доэмиграционном творчестве Б. К. Зайцева»; Е. В. Степанян «Образы древнерусского искусства и русского фольклора в «Докторе Живаго» Б. Пастернака».

стр. 115

Выступления были завершены докладом М. Н. Громова «Учительный характер древнерусской мудрости», в котором автор остановился на том, что древнерусская мудрость, как и древнерусская литература, и искусство, носила во многом прикладной - учительный характер. Эпохой были затребованы не отвлеченные знания, а этически окрашенное учительство, направленное на спасение души человека. Эти вопросы рассматривалась на примере Константина Философа, который был образцом богослова, философа в православной традиции, идущей из Византии через Балканы на Русь.

В заключение для участников конференции прозвучал концерт духовной музыки.

стр. 116


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования