Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!
 
  Наука >> Литературоведение >> История литературы >> История русской литературы >> Памятники русской литературы | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Популярные статьиЖитие Леонтия Ростовского

Научные статьиДергачёв В.В., Вселенский синодик в древней и средневековой России.

Житие Феодора Ярославского
26.05.2002 16:45 | Мир Науки и Культуры
     Житие Феодора Ярославского

Житие Феодора Ярославского - памятник древнерусской агиографии XIV в. Ж. повествует о князе Феодоре Ростиславиче Черном, сыне Ростислава Мстиславича, князя Смоленского. Феодор стал ярославским князем, женившись на дочери ярославского князя Василия Всеволодовича (1229-1249 гг.) Марии. (У Василия Всеволодовича Ярославского не было сыновей). Умер Феодор Ростиславич в 1299 г. Как полагает Н. И. Серебрянский, либо в год смерти князя, либо в первые годы XIV в. был составлен рассказ летописного характера о последних днях, смерти и погребении Феодора Ростиславича (списком XVI в. этого рассказа Серебрянский считает текст в Прологе - ГПБ, Соф. собр., 1329). Вероятнее всего рассказ этот был составлен монахом Спасского ярославского монастыря, где был пострижен и погребен князь. Этот рассказ послужил основой для проложного Ж. Феодора, самые ранние списки которого датируются XV в.: "Месяца сентября в 19 день представление благовернаго и христолюбиваго князя Феодора смоленьскаго и ярославьскаго". По мнению Серебрянского, проложное Ж. было составлено в XIV в. в том же Спасском монастыре. Проложное Ж. состоит из двух частей: первая, краткая - биографическая характеристика князя, "измлада" отличавшегося добродетельным житием, заметка о нашествии на Русь Батыя и сообщение о том, как Феодор Ростиславич занял ярославский княжеский стол; вторая, пространная - сравнительно подробное повествование о смерти и погребении князя. С незначительными разночтениями это повторение того текста, который Серебрянский определяет как летописный рассказ о смерти князя. Проложное Ж. послужило основой для целого ряда последующих редакций произведения.

В конце XV в. были составлены две новые редакции Ж. - минейная (анонимная) и редакция иеромонаха Спасского монастыря Антония. Минейная редакция сохранилась в списках конца XV в., редакция Антония - только в списках XVI в. Обе эти редакции вошли в ВМЧ. Редакция Антония является распространением анонимной (линейной) редакции. Анонимная же редакция - распространение проложной редакции.

Составитель анонимной редакции воспроизвел текст проложной (с незначительными стилистическими вариациями и некоторыми добавлениями), прибавив новые статьи: об открытии мощей князя и его сыновей и описание посмертных чудес. Дополнительные статьи написаны простым языком и указывают на близость автора к описываемым событиям. Анонимное Ж. появилось вскоре после открытия мощей в 1463 г. Этим событием и было обусловлено появление анонимной редакции Ж. Вероятнее всего, это памятник ярославской письменности. Вскоре после открытия мощей святых и, во всяком случае, не позже начала XVI в. Андреем Юрьевым была составлена новая редакция Ж., которая является риторической переработкой и распространением проложной редакции.

Редакция Антония озаглавлена так: "Месяца сентября в 19 день преставление благовернаго и христолюбиваго великаго князя Феодора смоленьскаго и ярославьскаго, и сынов его князя Давида и Коньстянтина. Съставлено же бысть сие житие и чюдеса еромонахом иноком Антонием того же манастыря святаго Спаса, благолепнаго его Преображениа, по благословению господина пресвященнаго митрополита Филиппа, волею же боголюбиваго и вседьржавнаго государя великаго князя Иоанна Васильевича всеа Русии, и при благородном и благочестивей его сыну Иоанне Ивановиче". Таким образом, Антоний написал свою редакцию Ж. до 1473 г. (год смерти митрополита Филиппа). В. О. Ключевский считает, что Антоний мог написать свою редакцию Ж. только после 1471 г., так как о современном открытию мощей ярославском князе Александре Федоровиче агиограф говорит, как если бы его "уже не было на свете" (ум. в 1471 г.). Но Серебрянский считает, что делать столь точное заключение о времени написания Ж. - в период между 1471-1473 гг. - на основании этой даты и на основании упоминания имени Филиппа в заглавии нельзя. Антоний I (на это указал уже Ключевский) использовал для своей работы сочинения Пахомия Логофета - Житие митрополита Алексея и статью о смерти Батыя. По предположению Серебрянского, заглавие Ж. было скопировано Антонием с заглавия Пахомиевского Жития митрополита Алексея. Исследователь обращает также внимание на то, что списки Антониевской редакции Ж. - не раньше 2-й пол. XVI в., и приходит к выводу: "Не правильнее ли будет предположить, что Антониево Житие появилось не при митрополите Филиппе I, а позднее, например в самом конце XV в., через 30 лет после составления анонимного жития, и что составлено оно по инициативе лишь местного монастырского начальства, без какого-либо участия высшей власти?" (Серебрянский. Княжеские Жития, с. 231). Антониевская редакция Ж. интересна включением в нее подробностей биографии князя. Здесь рассказывается о его длительном пребывании в Орде, об особой благосклонности к нему ордынского хана, о женитьбе Феодора Ростиславича (после смерти первой жены) на дочери хана, о рождении у него, еще во время пребывания в Орде, двух сыновей, о возвращении на Ярославский стол после смерти сына от первой жены.

В XVI в. была составлена новая редакция Ж. - для Степенной книги. В первой части эта редакция представляет собой распространение-переделку анонимной редакции Ж. Описание жизни Феодора в Орде сходно с тем, что рассказывает и редакция Антония. Серебрянский считает, что в данном случае составитель Степенной книги пользовался не редакцией Антония, а единым с Антонием источником - летописным рассказом о пребывании князя в Орде не дошедшей до нас ярославской летописи.

В XVII в. по случаю пожара в Ярославле в 1658 г. и перенесения мощей святых в Спасском монастыре была составлена еще одна редакция Ж. Феодора Ярославского. Автор этой редакции Ж. использовал Степенную книгу, редакцию Антония и ряд других агиографических сочинений (Похвальное слово Ольге, Житие Владимира, Сказание о Борисе и Глебе, Повесть о Житии Александра Невского). Автор вводит плач княгини по скончавшемся муже, описывает пожар в Ярославле. Эта редакция была, видимо, составлена по поручению архимандрита Спасского монастыря Савватия.

Изд.: ВМЧ, сентябрь, дни 14-24, СПб., 1869, стб. 1255-1261; 1261 - 1282; Книга Степенная царского родословия, ч, 1. - ПСРЛ. СПб., 1913, т. 21, первая половина, с. 306-314; Серебрянский. Княжеские жития, с. 222-234, Прилож., с. 90-99.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 171-174, 354; Строев. Словарь, с. 21; Филарет. Обзор, с. 116.

Л. А. Дмитриев

Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987, с. 179-181


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования