Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука >> Литературоведение >> История литературы >> История русской литературы >> Памятники русской литературы | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Научные статьиГладкова О.В., Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твердислова, Ростовского юродивого»

Научные статьиМельник А.Г., Уникальная икона Димитрия Ростовского: Уникальная икона Димитрия Ростовского

Научные статьиЛосева О. В., Периодизация древнерусских месяцесловов ХI - XIV в.

Научные статьиДергачёв В.В., Вселенский синодик в древней и средневековой России.

Популярные статьиРусский храм в Буэнос-Айресе

Житие Леонтия Ростовского
26.05.2002 16:42 | Мир Науки и Культуры
     Житие Леонтия Ростовского

Житие Леонтия Ростовского - один из древнейших памятников древнерусской оригинальной агиографической литературы. Ж. повествует об епископе - исповеднике, насаждавшем в 60-х гг. XI в. христианство в отдаленной от Киева Ростовской земле и убитом местными язычниками около 1076 г. Краткая редакция Ж., "Сказание о Леонтии Ростовском", была создана в 60-х гг. XII в. на северо-востоке Руси и опиралась на традиции и тексты раннекиевских житийных произведений о Борисе и Глебе (см.: Нестор, Сказание о Борисе и Глебе), Феодосии Печерском, а также "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона. Составитель Ж. использовал ростовский соборный синодик, откуда взяты имена епископов ростовских XI в. Феодора, Илариона, Леонтия Ростовского и Исайи, а также местные летописные материалы и легенду. Два основных эпизода Ж. непосредственно связаны с историей Ростова и его кафедрального собора в XI-XII вв. Отмеченное летописью под 1071 г. выступление ростовских противников христианизации трактовано в Ж. как "победа" Леонтия Ростовского над местными язычниками. Строительство нового каменного Успенского собора Ростова в 1160-х гг. дало повод для рассказа об "обретении мощей" Леонтия, уже как духовного покровителя Владимирской Руси во времена Андрея Юрьевича Боголюбского. Образ этого князя находится в центре Ж. рядом с образом Леонтия, что способствовало включению в одну из поздних редакций памятника фрагмента Повести об убиении Андрея Боголюбского. Художественно-документальной природой ранних редакций Ж. объясняется введение в более поздние редакции памятника отрывков из сказания о крещении Руси Владимиром Святославичем, а также из Ростовской летописи.

Ж. было одним из наиболее популярных, читаемых произведений древнерусской литературы. Оно получило широкое распространение в рукописной традиции - существует более 200 его списков, в том числе 34 в рукописях до XVI в. Из них 15 списков находятся в составе Пролога, 3 - в Торжественниках, 3 - в Минеях. Наиболее ранние списки Ж. XIII-XIV вв. обнаружены в рукописях Пролога: ГИМ, Синод, собр., 246; ГПБ, собр. ПДА, А 1-264, том 2; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 745. Первые два списка в пергаменных кодексах содержат древнейшие из 12 существующих редакций Ж. Заглавие краткой редакции - "Сказания о Леонтии Ростовском" первого вида: "Обретение честнаго тела преподобнаго отца нашего Левонтия, епископа Ростовскаго"; второго вида: "Обретенье честнаго телеси святаго отца нашего Леонтья, епископа Ростовьского". Текст третьей редакции ("Обретенье честнаго телесе святаго святителя Леонтея, епископа Ростовьскаго чудотворца" - похожее заглавие нередко использовалось переписчиками первой редакции), опубликованной в ПС, отличается от текста "Сказания" первого и второго дополнениями о древней дубовой церкви Ростова, о свитке в руке Леонтия и особым текстом с подзаголовком: "Слово о внесении телесе святаго отца нашего Леонтья, великаго епископа Ростовьскаго, в новую церковь и о мужи, ицелевшемь у гроба великаго Леонтья". Первые части первой и третьей редакций близки (нач.: "Сь бе блаженый Левонтии Костянтиня града рожай и въспитание и за премногую добродетель епископомь поставлен бысть Ростову"). Аналогичное заглавие имеет и четвертая редакция, опубликованная А. А. Титовым в 1892 г., причем в этом заглавии открытие мощей Леонтия помечено 1164 г, (в списке Пролога XV в. ГБЛ, собр. Егорова, 637 эта редакция датирована в заглавии 1230 г.). Первая часть текста четвертой редакции близка ко второй (нач.: "Сь бе блаженый Царя града рожьнья и воспитанья. Руськыи же и мерьскыи язык добре умеяше. Книгам русьским и гречьским велми хитръсловесен сказатель"). Пятая редакция (нач.: "Сей бе блаженый иже в святых отець нашь великыи Леонтие рождься в Костянтине граде от благоверну родителю. От юны версты оставив мир и яже в мире") непосредственно связана с третьей, причем последняя иногда (например, вркп.ГПБ, собр. Погодина, 866, л. 184 об.-190) даже принимает ее заглавие: "Обретение честнаго телеси иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовьскаго чюдотворца". Можно выделить также шестую редакцию (нач.: "Съ убо иже во святых отець нашь великыи Леонтий рождейся в Констянтине граде от благоверну родителю, воспитань же бывь в научении и в наказании..."; "Иже вь святых отець нашь великыи Леонтие рождейся в Коньстянтине граде от благоверну родителю. Егда доиде возраста седьмаго лета, вдан бысть родителми на учение грамоте"), производную от пятой. К седьмой восходит девятая редакция (например, список 1497 г. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 712), она содержит поздние чудеса. Восьмая редакция восходит к шестой; она содержит дополнительно поздние чудеса и поучение на память Леонтия. Десятая редакция опубликована А. А. Титовым в 1893 г. Она наиболее пространна: включает пересказ Повести об убиении Андрея Боголюбского, отрывки из Ростовской летописи с многими датами, поздние чудеса. Особая одиннадцатая редакция соответствует пятой редакции по классификации Ключевского. Текст двенадцатой редакции, близкой ко второй редакции, включен в печатный Пролог под 25 мая.

С. А. Бугославский в "Истории русской литературы" отмечал влияние Ж. на другие памятники ростовской агиографии - Жития Исайи и Авраамия ростовских, а также на Житие Феодора Ярославского редакции Андрея Юрьева. Ж. явилось первым в обширной литературе самобытных областных и великорусских, московских владычных житий XIII-XV вв.

Изд.: Житие св. Леонтия, еп. Ростовского. - ПС, 1858, февраль, с. 301- 317; Титов А. А. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского. Ярославль, 1892; Житие св. Леонтия, еп. Ростовского / Предисл. А. А. Титова. - ЧОИДР, 1893, кн. 4, с. I-IV, 1-35; "Сказание о Леонтии Ростовском": (Подготовка текста и перевод Г. Ю. Филипповского). - В кн.: Древнерусские предания. М., 1982, с. 125-129.

Лит.: Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности. М., 1861, т. 2, с. 170-171; Макарий. История русской церкви. СПб., 1868, т. 2, с. 329-332; Ключевский. Древнерусские жития, с. 3-22; Барсуков. Источники агиографии, стб. 323-329; Голубинский. История церкви, т. 1, ч. 1, с. 757-758; Бугославский С. А. 1) Литературная традиция в северо-восточной агиографии. - СОРЯС, 1928, т. 101, 3, с. 332-336; 2) Литература Ростова XIII- XIV вв. - В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1946, т. 2, ч. 1, с. 62-66; Воронин Н. Н. "Житие Леонтия Ростовского" и византийско-русские отношения второй половины XII в. - ВВ, 1963, т. 23, с. 23-46; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967, с. 27; Переверзев В. Ф. Литература Древней Руси. М., 1971, с. 39- 43; Филипповский Г. Ю. 1) Художественно-документальные жанры Владимирской литературы 60-х гг. XII в. - Вести. МГУ. Филол., 1979, 4, с. 37-44; 2) Жанры историко-легендарного повествования владимирской литературы второй половины XII в. Автореф. канд. дис. М., 1979.

Г. Ю. Филипповский

Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987, с. 159-161


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования