Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> История искусства >> Балет >> Русский балет | Популярные заметки
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
Вацлав Фомич Нижинский
18.05.2002 19:55 | Русское Зарубежье
     Алехин Ю.В. Вацлав Фомич НИЖИНСКИЙ

Родился 17 декабря 1889 г. в Киеве.
Отец Томаш, танцовщик и балетмейстер, из польских разночинцев. Мать Элеонора Николаевна (урожденная Береда), танцовщица Варшавского Императорского театра.
Танцовать Н. начал с 6-летнего возраста и, когда поступил в 1898 г. в Петербургское театральное училище, быстро обратил на себя внимание, его огромные прыжки говорили не только о феноменальных физических возможностях, но и о своеобразной пластике и природном артистизме. При наличии выдающихся педагогов (Н. и С.Легат, М.Обухов), из невыского, неповоротливого и мрачного в обычной жизни молодого человека, неминуемо формировался блестящий представитель балетного искусства. Недаром он получал до своего совершеннолетия престижную стипендию Дидло.
В начальные годы XX века Н. выделился, прежде всего, в новаторских постановках М.М.Фокина (роль Фавна в "Ацисе и Галатее" 1905 г., главная роль в "Сне в летнюю ночь" 1906 г., роли рабов в "Павильоне Армиды" и в "Египетских ночах" 1907 г., роли мечтателя-поэта в "Шопениане" и мулата и баядерки в "Царе Кандавле" 1908 г., и пр.). Танцуя с М.Кшесинской, А.Павловой и другими примадоннами, Н. не уступал им в первенстве трактовки, как мужских, так и женских образов. Неповторимый рисунок его танца искусно менял свои размеры, оттенки и очертания.
Летом 1909 г. Н. принял участие в антрепризе С.П.Дягилева. Знаменитые Русские сезоны в Париже (с 1909 г. по 1913 г.), как известно, потрясли французов. И одной из главных составляющих этого феномена безусловно стал Н., силой своего таланта внушивший зарубежным балетоманам совершенно новое и оригинальное представление о мужском танце.
После Второго сезона, с оглушительным успехом "Шахерезады" Н.Римского-Корсакова (хореография М.Фокина; премьера 4.6.1910), где Н. танцевал трагическую партию могучего влюбленного раба, он поздно вернулся в Петербург , а затем вызывающе повел себя с театральным начальством. В результате, ему пришлось оставить Мариинский театр, в котором Н. приходилось выступать и как даровитому постановщику.
Сложившейся ситуацией с трудоустройством Н. тут же воспользовался неугомонный Дягилев, сколачивающий постоянно действующую труппу "Русского балета". В ее составе 22-летний мастер смог полностью отдаться балетному творчеству; Третий сезон, прошедший под знаком новых постановок М.Фокина, вознес Н. на недосягаемую высоту. В "Видении розы" на музыку К.Вебера (премьера 19.4.1911) "эротическая греза девичьей чистоты" так полонила зал, что балет включили в программу праздника французской авиации в "Grand-opera". Президент республики, парламентарии, простой народ неистово рукоплескали "русскому чуду".
А был еще в этом сезоне балет И.Стравинского "Петрушка" (премьера 13.6.1911). Н. и другие участники представления, выступавшие в великолепных костюмах и декорациях А.Бенуа, беззаветно отдавались хореографии М.Фокина, одухотворяя ее своими неподражаемы-ми индивидуальностями. Все это просто не могло не стать классикой, поражающей своей прелестью и новизной поколения за поколениями.
...В Четвертом сезоне, под давлением Дягилева, Н. становится хореографом. "Послеобеденный отдых фавна" на музыку К.Дебюсси (29.5.1912) стал синтетическимм образцом его творчества, вызвавшим разноречивые отклики парижан; классическое сочетание музыки и танца не позволяло "сбрызгу" ощутить гармонию между ними в такой своеобразной постановке.
Пятый сезон вылился в подлинный триумф Н., как хореографа. Ломая сюжетные, ритмические, поведенческие и др. рамки, он указывал на неизведанные пути в балетном искусстве. На премьере "Весны священной" И.Стравинского (29.5.1913), однако, разразился громкий скандал, в котором неистовая публика дошла до рукопашной, т.е. до тех самых стадных чувств, показ которых на сцене только что осудила. И лишь один С.Дягилев был внутренне удовлетворен, его сезоны и лично Н. не просто повлияли на эстетические установки людей, они открыли свою страницу в "Истории земной красоты"...
Август 1913 г., когда "Русский балет" отправился в Америку, стал очередным этапом в жизни Н. На корабле, в отсутствии Дягилева и некоторых артистов (панически боялись морской болезни), оказались случайные члены труппы. Среди них Н. встретил свою восторженную поклонницу, венгерку Рамолу де Пульска. По прибытии в Буйнос-Айрес (после трех недель пути и бурного романа) состоялась их свадьба.
Дягилев, как ярый монополист и диктатор жизни и творчества его артистов, немедленно разорвал контракт с Н. 24-летнему фавориту сцены, с беременной женой на руках, пришлось зарабатывать созданием и гастролями своей труппы, впрочем, не имевшей никакого успеха.
С началом Первой мировой войны Н. вернулся в Петербург с женой и родившейся в Будапеште дочерью. Мучительный период вынужденного бездействия Н. закончился только с решением заключить новый контракт с одумавшимся Дягилевым.
В 1916 г. Н. гастролировал, в частности, в Нью-Йорке: в "Петрушке" и "Видении розы" - на сцене "Metropoliten Opera" и в "Тиле Уленшпигеле" (Р.Штрауса, в хореографии Н.) в "Manhattan Opera".
Послед-ний раз Н. появился на сцене 26 сентября1917 г. в свои коронных ролях: в "Петрушке" и "Видении розы".
В эти лихорадочные годы Н. все чаще стал испытывать приступы шизофрении. Болезнь быстро прогрессировала...
В декабре 1917 г. Н. с семьей эмигрировал в Швейцарию. Здесь он какое-то время чувствовал себя хорошо и даже строил грандиозные собственные планы, в которых значительное место занимала исследовательская работа по влиянию музыки и танца на жизнь людей. Но смелый экспериментатор, подвижник, и фантазер хореографии все дальше уходил от мира в запредельную область человеческого сознания.
Всего 10 лет творческого горения, взлетов и падений Н. составили ему всемирную и вечную сла-ву. И многолетняя клиника для душевнобольных не могла, понятно, пресечь ее...
Последние годы жизни Н. провел в Англии.
Скончался 8 апреля 1950 г. в Лондоне. Тело его в 1953 г. было перевезено в Париж и захоронено на кладбище "Sacre Coeur".


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования